- Александр Петрович, разрешите начать с вопросов боевой биографии. В сентябре 2003 года вы были назначены командующим Воздушно-десантными войсками РФ, а уже через месяц приняли решение об увеличении сроков командировки десантников в Чечню с шести месяцев до года. Почему?

- Примером послужил Афганистан, где у офицеров срок командировки был два года. Люди начинали свободно ориентироваться в происходящем, досконально узнавали местные условия, понимали, что им нужно серьёзно заниматься с подчинёнными, что им придётся выполнять боевые задачи, а не просто отбывать короткий срок в составе «сводного» подразделения. Это позволило создать там настоящие воинские коллективы. Эту практику учли и применительно к новой ситуации.

- Вспоминая Афганистан, ведь вы там были и после вывода нашего контингента?

-Я лично в Афганистане после 1981 года больше не был. Но в августе 1992 года, когда я командовал 106-й гвардейской дивизией, мне была поставлена довольно нестандартная боевая задача. Позвонил командующий воздушно-десантными войсками генерал-полковник Евгений Николаевич Подколзин и дал задание: подготовить три группы из хорошо обученных десантников, небольшие, компактные. Сроки были поставлены кратчайшие — практически на следующий день. Речь шла об эвакуации сотрудников в первую очередь российского и ряда иностранных посольств — Китая, Индии, Индонезии, Монголии — из охваченного войной Кабула. Несмотря на сложности, с которыми пришлось столкнуться, мы выполнили задачу без потерь. Тяжелые ранения получил командир разведывательной роты 51-го парашютно-десантного полка старший лейтенант Игорь Матвиенко, который впоследствии закончил службу в звании полковника. В числе десантников был и один из первых обладателей звания Героя России командир отделения Сергей Арефьев. Также в результате обстрела аэродрома в Кабуле был подожжен и сгорел один самолет ИЛ-76. Два летчика – Владимир Шарпатов и Газинур Хайруллин – стали Героями России, остальные члены экипажа награждены орденами Мужества.

- Четыре года назад вас избрали председателем ДОСААФ России. Что для вас значит эта организация?

- Напомню, что мы называемся Добровольным обществом содействия армии, авиации и флоту. Одной из главных задач является подготовка для службы в вооруженных силах страны. Но мы готовим не только будущих военнослужащих, здесь формируются граждане нашей страны — это школа жизни в широком смысле слова. Только жаль, что эта аббревиатура немного подзабыта. Нашей организации 92 года. Все это время общество независимо от названия — ОСОАВИАХИМ, РОСТО или ДОСААФ — неустанно укрепляло обороноспособность Родины, занимаясь не только подготовкой специалистов для армии и других силовых структур, но и военно-патриотическим и физическим воспитанием молодежи.

- С какими проблемами сегодня сталкивается ДОСААФ в правовой сфере и как они отражаются на вашей работе?

- В прошлом году впервые за всю историю существования российского государства в новом формате нам представилась возможность на законодательном уровне представить всю проблематику по деятельности оборонной организации. Попечительский совет ДОСААФ, вникнув в суть, помог провести парламентские слушания, где и были определены возможные решения сформулированных проблем. Значительный личный вклад в это внесли вице-спикер Госдумы Ирина Яровая и председатель комитета по обороне Владимир Шаманов. 

- Расскажите хотя бы о двух­-трёх проблемах.

- ДОСААФ существует в таком нормативно-­правовом поле, где четко не определен статус, недостаточно сформулированы место и роль такой организации в системе военно­патриотического воспитания. Выполнение госзадач не обеспечено заказами государственных органов исполнительной власти за исключением подготовки граждан по военно­-учетным специальностям в интересах Минобороны. Для примера скажу, что изначально ОСОАВИАХИМ затачивался под массовый заказ со стороны как оборонных ведомств, когда переходили с конной тяги на танки, развивали авиацию, так и народного хозяйства ­ 347 специальностей, включая даже стригалей овец. Речь шла о сотнях тысячах и миллионах человек в год. Современный пример ­ подводные сварщики, которые тянули «Северный поток» по дну Балтийского моря, готовились в том числе и в водолазных школах ДОСААФ, конкретно в Воронеже. Было время, когда госзаказ определялся сверху донизу, через Госплан. Сейчас этого нет.

- Получается, что только Вооруженные силы делают вам заказ?

- Да, в вопросах подготовки граждан по ВУС четко определены критерии, показатели, требования, в соответствии с которыми мы должны подготовить людей.

- На разных этажах власти говорится, что ДОСААФ – это университет патриотического воспитания, туда должны идти мальчишки и девчонки, чтобы научиться прыгать с парашютом, водить машину, стрелять, вязать морские узлы. А у нас что получается – общество отвернулось от «университета»?

- Самой серьёзной проблемой мы считаем отсутствие механизма государственной поддержки, в том числе по передаче техники и имущества от государственных структур в интересах выполнения оборонным обществом возложенных на него государственных задач, в том числе авиационной, автомобильной и специальной техники, предметов экипировки, демилитаризированного стрелкового оружия. А также отказ от многоуровневого субсидирования, источников внебюджетного финансирования, к чему раньше, например, относилась лотерейная деятельность.

- Кто должен сделать главный конкретный шаг, чтобы помочь вам в решении этих проблем?

- В постановлении Правительства РФ № 973 от 2009 года о создании общественно­-государственной организации прописаны все те министерства и ведомства, которые должны через представительства в наблюдательном совете следить, чтобы те задачи, которые нам прописаны, выполнялись как положено. Есть девять государственных задач, которые возложены на оборонную организацию, и самая первая задача – это патриотическое воспитание. И в ней есть серьезные проблемы – ограничения по возрастному признаку: в ДОСААФ можно вступить только с 18 лет, хотя одна из важнейших функций – допризывная подготовка молодежи. Допризывная - это до 18 лет, и паспорт есть у каждого уже с 14 лет. Что и было до 1991 года – членство в ДОСААФ с 14 лет. В этом же постановлении рекомендовано главам субъектов РФ и муниципальных образований оказывать всемерное содействие ДОСААФ в выполнении возложенных на организацию государственных задач. 

- Вы поднимали этот вопрос, когда ходили на парламентские слушания?

- Да, конечно. Иучастники парламентских слушаний в целом согласились с необходимостью внесения соответствующих изменений в законодательные и нормативно-правовые акты. Есть уже рекомендации Госдумы, кому это нужно сделать. Мы же со своей стороны решаем эти проблемы разными методами. Например, работаем с ребятами, начиная с восьми лет, через "Юнармию”. 

ДОСААФ является соучредителем этого общественного движения наряду с ветеранской организацией и другими юридическими и физическими лицами.В 9 субъектах Российской Федерации и в 107 муниципальных образованиях региональные и местные штабы юнармейского движения возглавляют представители региональных отделений, образовательных организаций и военно-патриотических клубов ДОСААФ. Нам важно идти в ногу с молодёжью, быть в «тренде», что мы и стараемся делать.

- А как депутаты вообще отреагировали на появление ДОСААФ в Думе?

- Парламентские слушания вела член нашего попечительского совета Ирина Яровая. А Владимир Жириновский обратился ко мне с просьбой восстановить его членство в ДОСААФ, в котором он состоял с 1964 года. Решением президиума московского регионального отделения ДОСААФ во фракции ЛДПР создана первичная организация, а её первым членом стал Жириновский. Честно говоря, я был тронут вниманием и отношением депутатского корпуса к проблемам оборонного общества и желанием помочь. 

- Какие задачи вы решаете сейчас?

- Я уже говорил, что главной из девяти возложенных на нас задач является патриотическое воспитание. Остальные – это подготовка граждан по военно-учетным специальностям, развитие авиационных и технических видов спорта, участие в развитии физической культуры и военно-прикладных видов спорта, лётная подготовка курсантов учреждений профессионального образования, поддержание надлежащего уровня натренированности лётного и инженерно-технического состава, а также выполнение иных видов авиационных работ, участие в подготовке к военной службе граждан пребывающих в запасе, подготовка специалистов массовых технических профессий и развитие технического творчества, участие в ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций. И конечно же содержание объектов собственной инфраструктуры в целях выполнения задач в период мобилизации и в военное время. 

Нами перед парламентскими слушаниями были сформулированы 19 системных проблем, на основе чего и был организован поиск возможных механизмов их решения. Конечно, мы работаем над внедрением в практику новых форм и методов, сообразно современным реалиям.  Например, создание секций робототехники во всех региональных отделениях– один из серьезных и приоритетных проектов в 2019 году. Они будут направлены на подготовку кадров для научно-промышленного комплекса страны. Для этого ДОСААФ намерен сотрудничать с ведущими научно-исследовательскими институтами, профильными вузами и предприятиями, в том числе, из оборонно-промышленного комплекса. Благодаря этому взаимодействию в качестве руководителей кружков и научных консультантов на добровольной основе могут выступить студенты высших учебных заведений, а также ведущие эксперты и специалисты в области робототехники. Крайне важной задачей мы считаем реализацию новой парадигмы, озвученной председателем наблюдательного совета ДОСААФ министром обороны Сергеем Шойгу, которая заключается в трансформации задачи по подготовке граждан к военной службе в подготовку граждан к защите Отечества. 

- Но это же очень затратно. А из чего вообще складывается экономика работы клубов и школ ДОСААФ? Как рассчитывается стоимость услуг?

- Вопрос ёмкий и заслуживает отдельного рассмотрения. Отвечу коротко. Стоимость услуги рассчитывается исходя из необходимости компенсации затрат по оплате труда работников, а она невысока, амортизации израсходованного ресурса техники, оборудования, стоимости топлива, участия инфраструктуры в процессе оказания услуги в долевом выражении. Есть и так называемые расчетные единицы, как, например,стоимость одного летного часа воздушного судна или практического вождения автомобиля, одного парашютного прыжка или одного выстрела для каждого вида оружия.

Все эти расходы находятся внутри взаимоотношений организации и получателя услуги, которые строятся на рыночной основе. Что касается государства – то оно на сегодняшний день не принимает участие в финансировании развития массового спорта по авиационным и техническим видам. 

­ - А кто за это платит?

- За исключением подготовки по ВУС, которую компенсирует Минобороны, все идёт за счёт нами заработанного. В ряде случаев по отдельным направлениям осуществляется софинансирование из региональных бюджетов, и просматривается тенденция к расширению географии такого участия. Вместе с тем без федерального центра кардинально изменить ситуацию крайне сложно. Кстати, почти все субъекты РФ поддержали озвученные в ходе парламентских слушаний предложения о разработке госпрограммы развития ДОСААФ. 

- То есть вас вынуждают заниматься бизнесом?

- Вы правильно задаете вопрос, и ответ не должен быть уклончивым – мы вынуждены зарабатывать деньги.

- Есть интересные цифры: ежегодно ДОСААФ готовит около 30 тысяч специалистов по ВУС и около 500 тысяч водителей в автошколах. О чем это говорит?

- Есть такой факт, что в сравнении с советскими временами ДОСААФ утратило монополию на подготовку водителей. На день сегодняшний с учетом рыночных отношений достаточно высока конкуренция с частными автошколами. Но есть тема культуры вождения, которую человек должен получить во время подготовки в автошколе и впитать её в свою психологию навсегда, что потом отразится в первую очередь на проблеме дорожной безопасности. Вместе с тем растущие как грибы образовательные учреждения не несут ответственности за качество подготовки. 

Зачастую частные автошколы занимаются демпингом. А чтобы хорошо подготовить водителя, необходимо не так мало денег, потому что есть необходимый километраж, который должен выкатать ученик, чтобы получить определенные навыки, это зависит от модели машины, объёма двигателя, есть количественный состав групп, зарплата инструктора, есть требования к наличию и содержанию материально­технической базы – тренажеры, медицинские классы, автодромы, ­ плюс некие региональные особенности, в том числе разница в тарифах. Есть минимальный порог себестоимости, который говорит о качестве подготовки. Убеждён, что цена за обучение не может быть ниже себестоимости. Несоответствие этих параметров своего рода индикатор, который говорит о том, что в данном образовательном учреждении готовят потенциальных участников аварий и дорожных катастроф.   Мы ратуем за то, чтобы на региональном уровне этому вопросу уделили серьезное внимание. И если не получится решить его административным путём, будем это проводить через общественные инициативы.  

- А сколько вы готовите водителей по ВУС, которые сразу в армии могут сесть за руль автотранспортного средства?

- В минувшем году подготовлено для армии почти 28 тысяч человек. Для ВДВ – 1000 специалистов, для войск связи – 1500, а остальные – это водители. Но в связи с переходом на контрактную службу цифры заказа, естественно, уменьшаются.

- Не хочется употреблять это слово, но все же об этом уже говорилось вашими предшественниками не раз. Как вы считаете, процесс разграбления ДОСААФ остановлен?

- Усилиями как раз моих предшественников этот процесс остановлен, уже идет процесс прироста: и «потеряшки» находим, и судимся, где считаем, что была незаконная утрата имущества.

- То есть вам приходится драться за возврат своего же добра?

­ Да, приходится. Главная тема - это возврат из незаконного владения. Но я считаю, что на день сегодняшний критическая точка пройдена, и ситуация возвращается в нормальное русло. В этом нам помогает и Министерство обороны.

- Какова система вашего взаимодействия с субъектами Российской Федерации?

- Она осуществляется по классической трехуровневой системе. Первый уровень — это всероссийский, где происходит взаимодействие Центрального совета с федеральными министерствами и ведомствами и Федеральным собранием. Второй — это региональный, где ведется работа наших региональных отделений с руководством субъектов Российской Федерации, а у нас 81 отделение. И третий уровень — это районный или муниципальный, обеспечивающий взаимодействие наших учебных учреждений и клубов с органами власти и населением непосредственно в городах и населенных пунктах.

- И напоследок вопрос журналистский. С вашим приходом стали выпускаться впервые две газеты -”Вести ДОСААФ” и «Юнармейская правда». Что это за новация?

- Дело в том, что наша деятельность далеко не всегда освещается в прессе, а, возвращаясь к началу разговора, может и поэтому люди стали забывать, что такое ДОСААФ. А ведь это мощная разветвлённая структура, в которой проводится огромная работа как самостоятельно, так и во взаимодействии с региональными и муниципальными институтами, обществами, кадетскими объединениями, спортивными организациями. Охват граждан этими мероприятиями, особенно молодежи, составляет сотни тысяч человек ежегодно. Конечно же, нужно показывать, и прежде всего, многотысячному коллективу самой организации, что ДОСААФ сегодня продолжает оставаться важнейшим инструментом государства в укреплении обороноспособности страны и воспитания граждан, и, что деятельность нашего оборонного общества востребована. 

В этих целях в конце 2016 года было принято решение учредить своё печатное издание, которое бы служило популяризации деятельности нашего общества. Уже два года мы развиваем этот проект, который существует и в интернете, без этого теперь нельзя. То же и с «Юнармейской правдой».

Жизнь ДОСААФ продолжается, и мы готовы к новым условиям, к новым вызовам и задачам.


Татьяна Козырева.
Фото из личного архива и архива ДОСААФ

Поделиться:


www.38i.ru