Андрей Владимирович Дунаев родился в Саяногорске в 1969 году,  еще ребенком вместе с родителями переехал в Ставропольский край. В селе Красном Грачевского района окончил музыкальную школу, потом поступил в Ставропольское музыкальное училище по специальности дирижера народного хора. 
 
Учился вокалу в Московском государственном институте культуры и Московской государственной консерватории им. Чайковского. В 2000 году был принят в труппу Государственного академического Большого театра России и успешно дебютировал в опере Верди «Травиата». В 2001 году  выступал с гастролями в Голландии, Германии, Франции, Великобритании,  Испании, Португалии, а с 2005 - 2010 годы подписал контракт с Немецкой оперой на Рейне (Дюссельдорф). С 2010 -2012 годы выступал на сцене Дрезденской опере Земпера, затем вернулся в Дюссельдорфский театр, где работает до настоящего времени.
 
Андрей Дунаев является лауреатом  международных конкурсов: «Bellа voce» (Москва, 1998 г.); «Новые голоса» (Германия, 1999 г.); «Орфей» (Ганновер, Германия, 2000 г.). Он финалист и обладатель специального приза Международного конкурса вокалистов «Бельведер» (Вена, 2000 г.). Лауреат II премии Международного музыкального конкурса имени П.И.Чайковского (2002 г.), обладатель звания «Золотой тенор России».
 

«Хочу жить дома»

 
С известным на весь мир оперным певцом Андреем Дунаевым я связалась по скайпу, потому  как от Ставрополя  до Дюссельдорфа пролегают тысячи километров. 
 
- Здравствуйте!- приветливый мужской голос донесся из другого уголка планеты. Не прошло и минуты с начала разговора, как блокнот с заранее заготовленными вопросам остался в стороне. А мы, точно старые знакомые, погрузились в размышления о великой музыке, о настоящей любви к искусству, о самых дорогих воспоминаниях и неожиданных поворотах в жизни. В своем естественном воплощении звезда оперы оказался по-хорошему простым, общительным, наделенным отличным чувством юмора. Андрей Дунаев с первых минут разговора поделился и главной своей радостью: «Знаете, я скоро возвращаюсь в Россию»... 
 
- Андрей, вы уже десять лет живете в Германии! Неужели не возникало мысли остаться?
 
 - Бывало… Сложно жить в неопределенности: бесконечно гастролировать по странам, городам.  Первое время думал осесть в Германии, но быстро отказался от этой идеи. Вот дорабатываю последний год в Дюссельдорфе и возвращаюсь в Россию. 
 
 
 
 - А ведь найдется целая армия людей, мечтающих «махнуть» в Европу.
 
- Одно дело, когда едешь заграницу в качестве туриста, и совсем другое, если время прибытия исчисляется годами. Во втором случае появляются конкретные права и обязанности: платить налоги, ходить на работу, принимать и уважать другую культуру… Мне много пришлось гастролировать, поэтому быстро появилось понимание: в какой бы прекрасной стране человек ни оказался, он продолжает искать дорогу домой.
 
 - Ваш переезд  в Германию оправдал себя?
 
- В творческом плане – конечно! Признаться честно, в России мне не предлагали такого обилия репертуара. За годы работы в зарубежье я исполнил партии, о  которых мог лишь мечтать. Вот сейчас, например, идут репетиции по опере Жюля Массне «Вертер» - прикоснуться к такому гениальному произведению большая честь. 
 
Андрей увлеченно делился творческими планами, рассказывал о тех блистательных ролях, которые пополнили его «музыкальную копилку». Но даже в этот моменты чувствовалась окрепшая любовь к России. Не зря говорят,  что у человека, как у дерева, есть корни, и, если они прочные, то он все преодолеет. Такая любовь дает, если не девять жизней, то настоящий иммунитет. За эту частную, далекую, тихую любовь снимаю перед своим собеседником воображаемую шляпу. 
 
В разговоре Андрей как-то заметил что, при всей динамичности развития артистической карьеры в Германии, об этом периоде ему сложно говорить без иронии.
 
-  Скажите, вы долго привыкали к чужой культуре?
 
- Не могу утверждать, что смог  ее полностью понять и принять. Здесь люди другие – они мыслят иначе, ведут себя иначе, и даже одеваются по-особому. Например, в России мужчины больше работают, а женщины занимаются домашними делами.  Так уж заведено. В Германии, как мне показалось, большинство представительниц слабого пола находятся в бесконечной гонке, стараясь во всем «переплюнуть» мужчин. В этой бессмысленной борьбе искажается главное – понимание роли женщины в семье…  
 
- Люди другие, значит и опера в Германии другая?
 
 - Если говорить откровенно, первый год работы в Дюссельдорфе преподнес немало «сюрпризов». Например, в Большом театре репетиции труппы обычно начинались после двенадцати часов - такого графика придерживались нарочно, чтобы голос исполнителей успел «проснуться». В Германии на этот счет свои представления. Помню, позвонили из оперного театра и говорят: «Андрей, завтра в десять утра нужно выступить».  Сначала я даже усмехнулся - подумал, шутят. 
 
А еще в Германии активно развивается режиссерский театр. Это вообще отдельная тема для разговора. Суть в том, что режиссеру предоставлена полная свобода: классический материал он может переворачивать, как в голову взбредет. У ценителей  высокого искусства  его «гениальная» идея вызовет лишь огорчение. Я в таких постановках пел: ужас просто!
 
- Такое ощущение, что мы живем в разных мирах. 
 
-  Есть высказывание: Германия очень хорошая страна, но для немцев. 
 
- А какие творческие планы у вас связаны с Россией?
 
- Если все сложится, я бы с удовольствием вышел на сцену Большого театра. 
 
- Андрей, а российская публика отличается от европейской? 
 
- Да. Этим летом солист Большого театра Николай Казанский  пригласил меня выступить на благотворительном концерте, посвященном 116-ой годовщине венчания Федора Шаляпина и Иолы Торнаги. По установившейся традиции мероприятие проходило  в селе Гагино (неподалеку от Сергиевого Посада) на территории, прилегающей к Храму. Я, конечно, согласился. Концерт собрал как профессиональных исполнителей, так и местные творческие коллективы. Вот это был праздник! Когда закончилась первая часть выступлений, начался настоящий ливень. Стихия застала всех врасплох,  поэтому люди укрылись в Храме. Гуляния продолжились, когда тучи рассеялись. Пока организаторы сушили аппаратуру, паузу решили заполнить местные исполнители  народноготворчества. Они пели без аккомпанемента, без микрофонов.  Так и хотелось пуститься в пляс! В России публика более эмоциональная, открытая. А люди, которые живут на земле, так вообще  искренне верят в Бога, они не избалованы вниманием, но их душевной теплоты, кажется, хватит на весь мир.
Уже сегодня об Андрее Дунаеве можно написать внушительную по объему книгу. Отдельным абзацем рассказать о том, как долго герой шел к большой сцене. Ведь творческая судьба поначалу складывалась весьма непросто. Была учеба в Ставропольском музыкальном училище, потом первый опыт работы на площадках ресторанов Ставрополя. Это помогло впоследствии выдержать испытание столицей, куда начинающий музыкант отправился искать свой путь. Путь оказался непростым. Сколько пройдено всевозможных прослушиваний, сколько передумано мыслей и пережито впечатлений знает только он. 
 
В  Московском государственном институте культуры Андрей Дунаев обучался в классе Михаил Демченко. Это, кстати, первый педагог, который увидел в своем ученике задатки оперного певца. Михаил Иванович не раз обращал на это внимание Андрея. 
 
- Я же был уверен, что оперный певец  - это человек тучный, поэтому со знанием дела возражал ему: «Михаил Иванович, ну какой же я оперный певец! Посмотрите на меня!». А на последнем курсе института, как и все однокурсники, лихорадочно начал искать работу. Нашел. Стал скрашивать досуг посетителей столичных ресторанов -  выступал в музыкальной группе сначала бэк-вокалистом, а потом сольным исполнителем. Тогда, казалось, жизнь наладилась. Однако уже через пару недель работодатель перестал платить музыкантам, и вся творческая группа оказалась в свободном плавании. Признаться, я был очень зол и совсем не знал куда податься, и что делать дальше. Тяжелые обстоятельства заставили вернуться к мысли об опере. Буквально в последний день я подал документы в Московскую государственную консерваторию им. Чайковского. Пока ждал результатов, загадал: если пройду конкурс, останусь в столице, займусь оперным пением, а если нет – вернусь в Ставрополь.  В итоге, меня приняли. Сегодня могу с уверенностью сказать, что этот момент стал поворотным в моей жизни. 
 
- Это был единственный случай, когда вы вот так, в один час, решили все изменить? 
 
 - На второй год обучения в  консерватории я совершил очередной безрассудный поступок, а именно, принял участие в престижном немецком конкурсе «Новые голоса». Притом, за плечами не было ни одного серьезного выступления. Сложно судить, что мною двигало, ведь даже педагоги отговаривали ехать в Германию. А вот друзья хором твердили: «Возможно, это твой единственный шанс». Конечно, рискнул.  Конкурс был очень сложный: в первом туре участники исполняли арию, а во втором отыгрывали фрагмент из оперы. Честно, от переизбытка волнения и неуверенности в себе было желание провалиться сквозь землю.
 
В итоге мне присудили вторую премию. Я не ожидал такого успеха -  хотелось плакать и смеяться одновременно. Конечно, это дало стимул, ведь до победы в конкурсе сомневался в правильности выбранного пути. На полученную премию мы с женой и ребенком беззаботно жили в столице полгода!
 
…Помню в январе 2010 года Андрей Дунаев давал концерт в Ставропольской краевой государственной филармонии. Его выступление произвело сильное впечатление на публику. Конечно, всеобщее внимание привлек не только серьезный репертуар,  но и имя солиста академического Большого театра России и Дюссельдорфской оперы. Ведь один из ведущих отечественных теноров не просто известный артист, но еще – наш земляк!
 
 
 
Со Ставропольем у Андрея связано много воспоминаний – здесь он учился в общеобразовательной школе, постигал азы музыкально искусства и, конечно, также, как и все мальчишки, мечтал…
 
 - О чем мечтали в детстве?
 
- Я родился в северном городе, поэтому хотел стать хоккеистом (смеется). А когда мы переехали в село Красное,  начал глубже интересоваться музыкой. Нет, не классической. Друг у меня был, который «фанател» от группы «АББА».  Конечно, его «болезнь» передалась и мне. Казалось, что лучшей музыки в мире просто не существует. По многу раз я переслушивал их песни, знал наизусть каждую строчку. 
 
- Ваши родители, Галина Андреевна и Владимир Михайлович, профессиональные клубные работники. Не отсюда ли последующее?
 
- Все что во мне есть - от мамы и папы. Благодаря их чуткому вниманию и пониманию, я смог достичь своего уровня.  Когда мы перебрались на Ставрополье, отец записал  меня в музыкальную школу. Там я обучался игре на баяне. Признаюсь, временами откровенное мальчишество брало верх – вместо занятий музыкой хотелось погулять с друзьями. В таких ситуациях папа всегда поступал одинаково: запирал меня на кухне и я по два-три часа играл на инструменте.
 
  Теперь точно могу сказать, что стоя на берегу, никогда не научишься плавать. Так и в музыке: сначала идет этап изучения (я его называю ботаникой), а за ним уже прекрасные годы практики.
 
- Вы не обижались на родителей за такие жесткие меры воспитания?
 
- Честно, не помню. Вряд ли, иначе мои воспоминания не были бы настолько приятными. Ведь мы все вместе – мама, папа, две сестры и брат – семейным ансамблем выступали на сельских и районных праздниках, радовали людей, трудящихся в поле.  А после немного уставшие, но счастливые, возвращались на стареньком скрипящем автобусе домой, исполняя народные песни. Хорошее было время! Такие «гастроли» оставляли много приятных впечатлений. 
 
      Если был бы я девчонкой,
Я бы время не терял.
 Я б на улице не прыгал,
Я б рубашки постирал...
И такие песни пел! 
 
- А теперь, наверно, в родном селе вы редкий гость.
 
- В феврале приезжал на юбилей отца. Ничего, вернусь в Россию, возможностей навещать родителей появится больше.
 
 
 
 - Сельская жизнь, наверняка, наложила свои отпечатки на миропонимание. 
 
- Деревня – лучшее место для ребенка. Она дает то, что не найдешь ни в одном даже самом прекрасном городе – ощущение свободы и безграничного пространства. Помню, когда мы оказались в Красном, где не было никаких развлечений, кругом лишь поля,  я был огорчен. Но свежий воздух, необъятные просторы, прогулки босиком сделали свое дело. 
 
- Вы редко бываете в отчем доме, от того, наверняка, эти минуты, особенно дороги…
 
- В такие моменты за спиной вырастают крылья. Захожу во двор и чувствую, что это мое «гнездо» – веранду с отцом строили вместе, гараж сооружали вместе, крышу крыли вместе… Там часть меня. Если я приезжаю к родителям в теплое время года, то обязательно обустраиваю ночлег на улице: наслаждаюсь необъятным звездным небом над головой. Ночью в селе наступает особая пора, когда слышишь полёт насекомых, шелест листвы на деревьях, когда вдыхаешь прогревшийся степной воздух и чувствуешь, что по-настоящему счастлив.
 
Лусине ВАРДАНЯН.
Фото с сайта operamrhein.de 
и из личного архива Андрея Дунаева. 
 

 

<< На главную >>

Поделиться: