Архиепископ не любит рассказывать о себе. Главная тема его проповеди – православие. Вера в Господа и Спасителя Христа. Главная тема его интересов - жизнь епархии: приходов, духовенства, семей священнослужителей. Об этом и настоящее интервью.

- Владыка, когда шесть лет назад вы прибыли в возрождённую Пятигорскую епархию, сразу стали называть Кавказ благословенным. Почему?

- Я родился и вырос на Кавказе, в Грозном. И действительно считаю наш край благословенным. Он богат природой, историей, культурой многих народов. И, конечно, людьми. Благословенный Кавказ – место, где наша страна только начинается. Крайняя южная точка России находится здесь. Можно сказать, что это место, откуда начинается самая тёплая сторона нашей Родины. И поэтому люди здесь особые: прямые, искренние, горячие.

Кроме того, то, как мы сами определяем место своей жизни, очень много значит. Если мы будем называть свой регион «огнедышащим», то и вести себя будем соответственно. Если же будем помнить,  что наша малая Родина дана нам в благословение Богом, то и относиться к ней будем правильно. Так, как заповедал нам Господь.  

 Последние несколько лет стали ярким тому подтверждением. Наш край возвращает себе статус здравницы. Люди снова едут сюда, чтобы воспользоваться дарами, которыми Господь щедро одарил нашу землю, её целительными водами, климатом, возможностями современной медицины. 

- Центром Пятигорской епархии являются Кавказские Минеральные Воды, часть Ставрополья. Насколько это влияет на жизнь церкви?

- Правильнее сказать, что в Пятигорске, и, шире, на Ставрополье находится не просто формальный управленческий центр. Касается ли это федерального округа или нашей епархии. Ставропольский край -  русское сердце Северного Кавказа. Русский язык – средство межнационального общения народов региона между собой. А через язык открывается возможность приобщения к миру науки, культуры, литературы. 

И наследники православной традиции здесь представляют лицо всего народа, всей нашей культуры. Именно для того, чтобы рассказать о богатстве и красоте православия, наша епархия и запустила в регионе вещание радио «Вера». В первую очередь в Карачаево-Черкессии и Кабардино-Балкарии. А теперь услышать это радио можно и в городах Кавказских Минеральных Вод.

Кроме того, наша епархия объединяет территории двух казачьих войск. В Карачаево-Черкессии располагается Баталпашинский отдел Кубанского казачьего войска, а на Ставрополье и в Кабардино-Балкарии казаки входят в Терское казачье войско.  Казачество – одна из опор церкви и мы очень серьёзно относимся к тому, чтобы у каждой казачьей общины был духовник.  Их объединяет не просто епархиальный отдел, а духовно-просветительский центр казачества. Епархия издаёт казачью газету «Лик Кавказа». 

Казачья культура Ставрополья – яркая, самобытная, и, главное, православная часть русской культуры здесь, на Северном Кавказе. Важно, чтобы сердцевиной, корнем, её питающим, оставалось православие. Это наша главная задача.

Не секрет, что казачество становится одной из групп риска в пропаганде национализма под маской псевдо славянского неоязычества. Жёсткая националистическая риторика неоязычников, их отношение к представителям окружающих народов на Северном Кавказе крайне опасны. 

 Идеологи неоязычества спекулируют на патриотизме, любви к национальной культуре. Но наша русская культура уже больше тысячи лет православная, вдохновлённая нашими святыми, пронизанная евангельским пониманием мира и человека. 

И если нам кажется, что нашу национальную культуру уважают недостаточно, то первое, на что мы должны обратить внимание – то, насколько мы сами уважаем собственную традицию. А уважать здесь означает не просто хранить, а воплощать собственной жизнью, жить в этой традиции. 

Уверен, если окружающие увидят, что русская культура это культура молитвы, иконописи, литературы, искусства, науки, то отношение к ней будет совершенно другим. На это и направлены те проекты, о которых я говорил. 

- Отличается ли паства здесь от прихожан других регионов?

- Православие на Кавказе многонационально. В приходах можно увидеть не только русских, преимущественно, казаков, но и грузин и греков, осетин, украинцев и белорусов. И многих, многих других народов. Церковь здесь говорит по-русски, но с кавказским акцентом. Это сказывается на обычаях, традициях, особенностях семейной жизни, быта. А значит, отражается и на духовной жизни. Это учитывают наши священники.

 Немного таких регионов как Северный Кавказ, где чувствуешь поистине вселенский характер православия. Пожалуй, главными можно назвать Святую Землю и Святую Гору Афон. Но это всемирные святыни. Присоединяется к ним и благословенный Кавказ. При том, что он не является ни местом общехристианского паломничества, ни плавильным котлом мегаполиса, где все национальные особенности неизбежно уступают место некоторому усреднённому поведению или приводят к образованию анклавов со всеми их минусами. 

Северный Кавказ место, где постоянно живут православные христиане различных национальностей. Живут, сохраняя яркость, самобытность жизненного уклада и, самое главное – свою православную веру. Посмотрите на грузин, греков, осетин... Я перечислял выше всех. Каждый из этих народов уникален. И, вместе с русским народом, вносит свою яркую краску в палитру многоликой православной паствы региона и нашей епархии. Это очень интересно, красиво. И даёт уникальный опыт человеческого общения, в котором национальные различия не становятся предметом раздоров. Потому что объединяет нас то, что выше этих различий – вера в Господа и Спасителя Христа. 

Конечно, где-то я описываю идеал, но важно, что именно единство в наднациональном православии и есть путь преодоления раздоров и противоречий. Чем ближе мы к единому Богу, тем ближе мы и друг к другу. Это древняя истина христианской аскетики, воплощение которой мы видим своими глазами в лучших проявлениях жизни наших народов.  

  - Что можно сделать, чтобы православным стало жить на Кавказе лучше?

- Во-первых, просто помогать людям. Независимо от веры и национальности. Жизнь сейчас нелегка для всех.  И наша епархия, делая акцент на социальных проектах, оказывает посильную помощь всем, не делая никаких различий. И кризисный центр для женщин «Дом для мамы» и центр для детей-инвалидов «Солнечный городок», центр иппотерапии и реабилитационные центры, просто приходы помогают всем, кто реально нуждается. И среди наших волонтёров также есть представители разных традиций. 

Назову одну цифру из жизни нашего «Дома для мамы». За три года своего существования он спас он дал жизнь 38 детям, которых не убили в результате абортов. Эта цифра говорит о целях и смысле работы наших социальных учреждений. Их главный результат – спасённые жизни. И те люди, которым стало жить лучше рядом с нами. 

Сама епархия тоже социально ориентирует свою жизнь и, в  том числе, бюджет. Из него выплачивается ежемесячная денежная поддержка больным, многодетным и престарелым священникам, вдовам почивших батюшек. Тем священникам, которые служат на беднейших приходах. И делаем мы это ещё и потому, что священнослужитель, призванный помогать ближнему, получив помощь, обязательно и сам поможет тем людям вокруг, кто в этом нуждается. Так мы создаём цепочку, по которой передаётся добро.   

 Благодарю наш отзывчивый кавказский народ за бескорыстную поддержку, благодаря которой все наши проекты могут безвозмездно помогать нуждающимся. Нам нужно слышать ближних, и жить станет немного легче.

Вспомню лишь единственный пример. Один замечательный человек, узнав о своей неизлечимой болезни, дал указание своей супруге передать лошадь, которой он владел, нашему центру лечебной верховой езды. Теперь на лошади катаются дети, нуждающиеся в реабилитации, а мы молимся о новопреставленном рабе Божием, сделавшем доброе дело и после своей смерти. 

Примеров доброты и отзывчивости много. И всё же я хочу снова призвать всех неравнодушных людей помочь нашим социальным учреждениям в их повседневной работе. Нам дорога любая поддержка. 

Есть и другой, тоже важный момент. Необходимо напомнить нашему обществу, что Кавказ – древний христианский регион. И православие здесь коренная религия. Для учёных это давно не секрет. Да и для всех остальных византийские храмы Х века, расположенные в Нижнем Архызе, зримый пример верности предков многих наших народов своей вере. 

Понимание исторической роли православия на Северном Кавказе – одно из действенных средств против риторики идеологов экстремизма. Они пытаются накрепко привязать православие в нашем регионе к периоду середины позапрошлого века. Это историческая ложь. Тем более опасная, что христианство здесь связывается с сиюминутными политическими интересами. На самом деле использовать религию как прикрытие политических целей пытаются сами эти идеологи. Последствия такой пропаганды в нашем регионе уже оборачивались большой кровью. И события эти памятны до сих пор. Но эта память неспособна объединить нас. 


 Память об общем духовном прошлом объединяет народы. Ведь наши предки вместе предстоят перед Богом в единстве исповедания и молитвы. А значит и нам нужно быть добрее друг ко другу. Ведь Бог есть Любовь. 

-Мы беседуем в дни Светлой Пасхи. Что бы Вы хотели пожелать нашим читателям?

- Со всей радостью, что может вместить человеческое сердце, приветствую наших читателей ликующей пасхальной вестью – Христос Воскресе! Слава Воскресшему – мы вновь причастны величайшей радости Пасхи Христовой!

Наша быстро проходящая и изменяющаяся жизнь нередко бывает наполнена такими обстоятельствами, из-за которых нам с болью приходится говорить: ничего изменить нельзя, утерянного не вернуть, разрушенного не восстановить… 

И с этой болью пришлось бы согласиться, если бы не Христова победа. Пасха Христова – это точка нашего возврата. Это для нашей веры – обновление, для нашей надежды – корень, для нашей любви – второе дыхание. И если эту точку мы ставим в центр нашей жизни, в её основание, то, по слову святителя Иоанна Златоуста, всё остальное тоже станет на свои места.

 Поверив в Воскресение Христово, а через это получив второй шанс начать всё сначала, возьмёмся за дела. Дела нашей веры – это поступки настоящих людей. Людей, способных любить без тоски, дружить без предательства, иметь свободную волю без страстей и привязанностей. Смело сохранять себя в воздержании, в особенности чрева и языка. Кто-то из нас на сказанное может возразить ставшим уже, к сожалению, обыденным, человеческим маловерием: мол, в жизни всё по-другому. И неправда, и предательство, и сама смерть ходят за нами по пятам.
 
Родные мои! Но перед нами всегда – Христос. Пасхальная радость может жить в нас ровно столько, сколько мы готовы делиться ею с теми, кто рядом. Поделиться с другим человеком радостью о Христе Воскресшем – это значит открыть своё сердце перед нуждой другого человека. Эту нужду другого восполнить делами по нашим силам: от искренне сказанного доброго слова до жертвенной помощи. Поверьте, Господь и нашу радость не посрамит, и в тех, кто рядом, восторжествует Своею правдою.

Милость Божия призвала нас жить на благословенном российском Кавказе. Послужим нашей малой Родине своей доброй христианской православной жизнью. Воспитаем в вере во Христа Воскресшего наших детей, и как ростки Христовой нивы бережно сохраним их на кавказской земле. 


Записал протоиерей Михаил Самохин.
Фото из епархиального архива

Поделиться:


www.38i.ru