«Ужасен плен безумной суеты, и только наших песен постоянство
Нас озаряет радостью мечты и будит дух великого гражданства.
Я говорю не слов красивых для, не ради куража и не для вида.
Казачий хор. Поёт Луценко Лида. Светлее, чище видится земля…»

В развитие этого популярного творческого коллектива Лидия Луценко вложила всю свою душу, талант и неиссякаемую энергию. С молодости яркая, притягательно-броская, почти эпатажная и вместе с тем - элегантная, всегда с гордо поднятой головой в локонах полудлинных черных волос, она по сей день выделяется в любой толпе и словно магнитом притягивает к себе взгляды окружающих. А выходя на сцену, становится повелительницей человеческих душ – так мощно и одновременно волшебно звучит ее высокий и чистый, истинно народный голос - богатство, помогающее ей всегда оставаться собой, говорить и петь о том, что живет в самом сердце.
Она родилась на границе Ставрополья и Калмыкии и была четвертым ребенком в казачьей семье, где без песни не обходилось ни праздничное застолье, ни трудовые будни, где даже не плакали, а напевно «голосили». «Ой, мамочка ты моя родненькая-ааа, на кого же ты меня покинул-а-ааа....», - мелодично и отчаянно неслось из хаты Луценко, когда Лида, придя из школы домой, вдруг не находила там маму. Соседи, сломя голову, неслись на помощь, а подошедшая мать в очередной раз «задавала жару» громогласно голосящей дочери.
    Из всей семьи Лида сызмальства отличалась особенно чистым звонким голосом и музыкальным слухом. Свое детство она помнит так ясно, словно это было вчера. Как, сломя голову, бежала с подругами в широкую калмыцкую степь, покрытую уходящим за горизонт багровым ковром из буйно цветущих тюльпанов. Порой среди сотен алых, нежно и незабываемо пахнущих цветков, попадался бутон иной масти — белый или желтый, становясь добычей «на счастье» для одной из стайки босоногих девчонок. Не в силах удержаться, Лида охапками рвала и приносила домой вольные степные огненные цветы, вызывая этим мамино недовольство.
Из своего тюльпанного детства помнит она и другую картину: вспаханное поле и блестящие черные пласты земли, перемешанные с алыми лепестками безжалостно срезанных плугом цветов. «Было одновременно и жалко, и очень красиво …», - говорит Лидия Гавриловна.  Любовь к бескомпромиссно-красному цвету она пронесла сквозь все годы жизни, делая его неизменным акцентом в гардеробе, интерьере, сценических костюмах. И по сей день она по-детски верит в то, что этот цвет отгоняет все напасти, оберегает от зла.
Пела она с раннего детства и в пять лет уже могла этим заработать. Маленькую певунью частенько заманивали в гости соседи - ценители непосредственного детского вокала. С ходу присмотрев что-то понравившееся в горнице, малышка заявляла: «Дадите вот это – спою». Ситуация не раз повторялась и в местном сельпо. Пару раз, отдав деньги за «напетый» дочкой товар, мать в дальнейшем отказалась это делать, справедливо заявляя: «Коль заработала, значит – ее». А Лида пела и пела, являя собой еще одну сильную молодую ветвь семейного музыкального генеалогического древа:
- У нас в семье пели все. Когда мы собирались вместе, соседи с детьми выходили за ворота со скамейками и ждали, когда «у Луценков» начнется  многоголосое акапельное пение. У обоих моих братьев высокие баритоны, одного даже в военный ансамбль взяли, когда служил. У сестры Валентины тоже был хороший голос. А мама еще и на балалайке играла. Но из всей семьи профессионально пою только я одна.
Когда-то давно прадед Лидии Гавриловны - статный донской казак - привез в станицу молодую турчанку: маленькую, хрупкую, закутанную по самые глаза в красные ткани. Однако, став ему верной женой, она выказала себя не только красивой, но и мудрой женщиной, прекрасной матерью. Оттуда и пошел род Луценко, перемешанный с турецкой кровью.
Следующее поколение, дед с бабушкой, с юности занимались простым сельским трудом на земле, а жили на параллельных улицах. Познакомились на посиделках, заменявших молодежи тех лет нынешние танцы, дискотеки и тусовки. Затем поженились и жили дружно, но не долго – деда однажды забрали, и по сей день ничего о нем неизвестно.
- И таких семей тогда много было, - рассказывает Лидия Гавриловна. - Бабушка моя тоже рано ушла из жизни, хоть и выходила еще раз замуж. Но своих детей вырастила достойными людьми.
До сих пор для нее загадка, как люди, не читавшие книг и не смотревшие телевизор, практически не имеющие образования, могли до такой степени правильно учить и наставлять своих детей, сохранять с ними хорошие отношения.
Родители Лиды познакомились там же, где и ее дедушка с бабушкой — на посиделках. Отец был высок, красив, замечательно пел и танцевал, а говорил «по-хохляцки». Поженившись, они вырастили двух сыновей и двух дочерей. Лидия была поздним ребенком, отцовской любимицей.
- Никогда папа не наказывал меня, хоть порой и стоило, ни разу голоса не повысил, - с теплом вспоминает Гаврилу Яковлевича певица.  «Смотри, шобы матэ не знала, а то и мэне, и тэбе будэ», - увещевал отец Лидушку, потакая любым ее шалостям
Когда началась война, отец вместе с братьями отправился на фронт и был единственным из них, кто вернулся домой. Остался жив и его младший брат, который был призван гораздо позже. Служба Отчизне Гаврилы Яковлевича началась в 6 утра 23 июня 1941 года, а закончилась в конце 1946 года. Кроме сражений на полях Отчизны он участвовал в боевой операции по освобождению Венгрии, Чехословакии и Польши. Служил в кавалерийских войсках и очень любил лошадей, а они платили ему тем же. В совершенстве владел Гаврил Луценко искусством верховой езды и даже научил лошадей прижиматься низко к земле, чтобы спрятаться от немцев. На переправах Гаврила Луценко всегда молил Бога, чтобы в случае обстрела смерть первым настигла его — без седока лошадь выплывет и сумеет спастись.
 
Из разговоров с отцом, Лидия запомнила, что, несмотря на интернациональный состав кавалерии, национальный вопрос никогда не стоял. Всех объединяло одно общее дело, все как один вставали и бежали в атаку с криком "За Родину!”. Еще отец не раз говорил ей, каким сильным было его поколение, сколько доброты и патриотизма было в людях в те годы, ставил в пример поступки отважных фронтовиков, учил извлекать уроки из них.
- Я была еще совсем ребенком, когда отец рассказывал о том, какие испытания выпали на его долю в военное время. Говорил, что люди на войне становятся одним целым. И я впитывала его наставления, через всю жизнь пронесла те уроки, старалась соответствовать отцовским истинам: не оставлять никого в беде, не лениться и не сдаваться, в любой ситуации оставаясь человеком. Эти его жизненные принципы стараюсь передать своим детям и внукам, - говорит Лидия Луценко.
Вернувшись с фронта, Гаврил Яковлевич с головой окунулся в работу. И в мирное время каждый день он проводил с пользой, не позволяя себе расслабляться. За всю свою трудовую деятельность ни разу не брал отпуск. Не отставала от него и жена. Супруги держали коз, и все вещи для себя и детей она делала своими руками:  
- Мама очень красиво вязала пуховые платки. Она вообще очень любила шить и вязать. Когда, гораздо позднее, мы смогли купить ей ножную машинку, и это было огромным счастьем для нее, ведь по весомости и значимости это был почти «Мерседес».
За семьей Луценко прочно закрепился афоризм "Луценки-пахари”. Все, кто был знаком с членами семьи, поговаривали между собой, что "Луценки на работу ненормальные» - уж если делать, то - на совесть; трудиться -так на износ. И не ради славы и наград, а ради качественного результата:
 - Ежедневно папа думал о том, что должен сделать и кому нужно помочь. О себе попросту не вспоминал. Первый раз он пошел в отпуск на закате своей жизни - ему дали путевку в санаторий, где узнал, что у него рак в последней степени. Война не прошла для него бесследно, а многочисленные награды не прибавили здоровья и не продлили ему жизнь. Он умер очень рано, когда ему был 51 год. Папина могила там же, на Ташле. Каждый год бываем на этом кладбище. Собираемся всей родней... Такая самоотверженность во всем присуща каждому члену нашей семьи.
Со временем, сменив сначала совхоз «Победа» Апанасенковского района на совхоз № 21 «Красный Маныч» того же Ставропольского края, семья Луценко перебралась в Ставрополь, в район Ташлы, где купили дом с садом и подворьем.
Там же Лида пошла учиться. В школе пение для нее было умеренно доступно, если можно так выразиться - какие-то ограничения, непонятные запреты и дисциплинарные рамки совсем не побуждали к активной творческой деятельности:     
- Косу отрезала - вызвали родителей. На родительском собрании запела «На побывку едет молодой моряк… » - сказали «не та песня».  Одноклассник мой ходил  в музыкальную школу и мне пытался аккомпанировать – тоже нехорошо.
 Но любовь к песне от этого не уменьшалась. Да и характером она отличалась непокорным. «Всегда оставалась собой, не подстраивалась ни под какой режим», - так она характеризует себя. После восьмого класса Лидия без особого труда поступила в местное культпросветучилище на дирижерско-хоровое отделение, стала заниматься пением уже более профессионально.
Во время сельхозработ по сбору винограда на танцах она познакомилась с третьекурсником Василием Мищенко - баянистом, беззаветно влюбленным в народную музыку. Молодые люди как-то сразу потянулись друг к другу, возникла взаимная симпатия, потом пришла любовь, как позже оказалось - на всю жизнь. И по сей день они вместе.
Годом позже Василий перевелся и продолжил профессиональное образование в музучилище города Черкесска. 17-летняя Лида последовала за ним и по достижению совершеннолетия вышла замуж за Васю - свою первую, главную и единственную любовь. Конечно, родные были не в восторге от ее решения:
-  Старший брат тогда мне так сказал: «Подумай хорошенько… Ты же даже девушкой не побыла, а уже бабой станешь. Не торопись - подружи сначала, повстречайтесь, а потом замуж выйдешь, если не передумаешь». Я думала над этим позже: если бы старше стала, другие вопросы полезли бы в голову, более разумные – на что жить, как жить, ведь не было у нас с ним ничего на тот момент за душой. Но в юности только чувства все решали – хочу с ним и все! Так что взрослела я уже замужем…
А вот отец с матерью ее не переубеждали - побоялись испортить дочке жизнь. И не ошиблись – прожили Лидия Гавриловна с Василием Сергеевичем всю жизнь  в согласии, всегда уважая друг в друге личность. По паспорту Лидия уже в 17 лет стала Мищенко, но в память об ушедшем тогда отце всегда озвучивала фамилию Луценко, что порой создавало ей немало трудностей.
Однако в незнакомую республику и город, о котором практически ничего не знала девушка уезжала с неспокойной душой. Потом привыкла, осмотрелась, многое поняла:
- Мое детство прошло в Ставропольском крае, и я даже не догадывалась, что неподалеку живут другие - разные народы. Я ведь черкесов знала только по книгам. Вот отец говорил, что служил с абхазами, грузинами, армянами и молдаванами и представителями других национальностей, но никогда не ощущал себя чужаком. Все были родными. И я ощутила это, когда стала жительницей Карачаево-Черкесии. Да, здесь совсем другие люди, иное отношение к человеку. Наверное, потому что самые разные национальности живут как одна семья...
А еще так вышло, что именно здесь, по собственному признанию Лидии Луценко, ее певческий талант расцвел в полную силу и дал плоды искреннего общественного признания.
…Конкурс в музучилище был тогда немалый – 10 -15 человек на место. Сюда в то время ехали отовсюду. Отборочная комиссия «свирепствовала», поэтому поступали действительно лучшие. Благодаря сильному преподавательскому составу профессиональный уровень выпускников музучилища соответствовал самым высоким требованиям. Она до сих пор с теплом вспоминает своего педагога Лидию Николаевну Сайфулину, которая вела специальность и очень сильно повлияла на профессиональное становление Луценко.
  Диплом девушка тоже получала как Луценко, с согласия мужа. Успешно завершив учебу, Лидия вполне могла быть принята  в любой известный  хор страны, которые тогда во множестве гастролировали по стране - Уральский Сибирский, Воронежский,  хор радио и ТВ, Пятницкий... Талантливые, мощные, они всегда вдохновляли ее.  Она слушала эти хоры, запоминала слова и мелодии, знала наизусть их репертуар. Но неизменным ее кумиром всегда оставалась Людмила Зыкина.
Лидия рано стала принимать участие во всех крупных городских и республиканских праздничных мероприятиях.  И еще на 4 курсе стала артисткой областного хора радио и телевидения; спустя несколько лет - его хормейстером, потом - руководителем, около 20 лет пробыв в его составе. Казачка, ставропольчанка Лидия Луценко чисто и, главное, с большим удовольствием пела не только на русском языке, но и на языках четырех других коренных народов Карачаево-Черкессии.
- Вопрос «могу или нет?» не стоял. В перерывах между репетициями учила трудные  слова непонятных мне языков, а потом привыкла и пела, как на своем родном.
На закате времен застоя  хор был расформирован. Но, к счастью, коллектив не пропал. Однажды ей позвонил «сам» Захар Цахилов и предложил место руководителя ансамбля в новом Дворце культуры возглавляемого им химобъединения.  Луценко недолго думала — согласилась с радостью и в последующие годы работала с вокально -хореографическим ансамблем «Исламей».   
В октябре 1993 года Лидия Луценко стала солистом и хормейстером казачьего ансамбля песни и танца, созданного на базе народного хора завода «РТИ» городской администрацией. Основатель и руководитель хора Борис Васильевич Солженикин в тот далёкий год расширил поющий коллектив профессионалами-вокалистами, теоретиками, инструменталистами и хореографами. Была приглашена и Луценко. Артисты ансамбля всерьёз занялись повышением уровня исполнительского мастерства, пополнением репертуара, расширением географии концертных выступлений не только на территории Карачаево-Черкесии, но и в других регионах Северного Кавказа.
Спустя несколько лет Солженикин уехал из республики, и руководителем назначили Лидию Гавриловну. Благодаря администрации города, ансамбль приобрёл в Краснодаре костюмы и обувь, изготовленные в мастерской Кубанского казачьего хора. Талантливые выступления стали приносить заслуженные награды. И больше 20 лет коллектив благополучно существует, называясь «Казачьим хором города Черкесска».  Все эти годы он вносил и вносит огромный вклад в сохранение и укрепление духовных ценностей народной казачьей культуры, развивает и передает из поколения в поколение лучшие традиции и образцы песенного искусства.
- Сложности сейчас везде. Но все равно репертуар у нас громадный, потому как мало песен  - не интересно. Все время ищем, что-то меняем, расширяем возможности. Отточили одну песню, обкатали и тут же начинаем следующую.
Сама Лидия Луценко проделала большую работу по изучению и восстановлению старинных казачьих песен различных жанров, в том числе и тех, которые не знакомы обывателю. Неповторимость и своеобразие песенного творчества, как считает знаменитая вокалистка – заслуга в первую очередь ее мамы, а также отца, которые с детства прививали ей любовь к казачьей песне. На вопрос «Чем же так привлекает людей казачья песня?» она отвечает:
- Энергией, драйвом, как сейчас говорят. У нас особый слушатель - любого возраста. Я всегда смотрю на реакцию слушателей. Радует, когда молодежь интересуется – где записи выступлений  купить, когда еще концерты будут? Так что не потеряна для молодых народная песня, нет ей цены. Даже когда на другом языке пела, все равно понятно – о чем пою. На этом Россия и держится.
 
Коллектив стал визитной карточкой города, его гордостью. Лидия Луценко и ее коллеги радуют жителей республиканкой столицы своими яркими выступлениями.
- Говорят, хороший человек умирает, а дело его живет. Вот так и мои предшественники, надеюсь, так будет и со мной. Всю жизнь занимаюсь творчеством, которое преисполнено патриотизмом. Какие песни пели дома в свободное время, такие по сей день исполняю и я. Даже мотивы, которые я сохранила из своего детства, не все знают.  В нашем репертуаре более ста песен терских казаков, кубанских, донских, русские народные песни. Звуки национальной гармошки тоже никогда не оставляют меня равнодушной, а кавказские танцы зажигают кровь. Но больше всего люблю песни о Родине. Я не националистка, но горжусь тем, что — русская. И считаю, что культура любой нации должна передаваться по наследству из поколения в поколение, переходить в дар потомкам...
Красота голоса, умение быть верной себе и своим принципам, творческое горение, патриотизм - вот то, за что ценят, любят и уважают Лидию Луценко. Она, в свою очередь, превыше всего ценит в людях честность и преданность.  Не терпит равнодушия, нечистоплотности , бескультурья. Говорит, что «это же мы сами должны заботиться о своем мире вокруг». Не привыкла жаловаться, не любит, чтобы ее жалели. Из любого положения старается выходить сама и не дает в обиду свой коллектив. «Сама я могу их жестко «строить», но если это нападки со стороны, тут я буду стоять насмерть».
У них с мужем две дочери и 6 внуков. Младшая дочь Маргарита пошла по стопам матери и является участницей Ставропольского казачьего ансамбля песни и пляски «Вольная степь». Старшая Элеонора - педагог, живет в Черкесске и работает воспитателем в республиканском Доме ребенка. Младшая внучка Злата, которой два года, очень похожа на свою знаменитую бабушку: «Один в один я, так что петь она будет точно!»
 
- Теперь уже я, как когда-то мой отец, даю напутствие своим детям, прививаю уважительное отношение к людям и старшему поколению. Время сейчас другое, но я учу их всегда находить такой выход из ситуации, который несет добро и уважение к людям.
Заслуженная артистка России и Кубани, народная артистка КЧР Лидия Луценко никогда не жалеет о том, что второй родиной ей стала другая республика, где она состоялась как женщина, как певица, как личность:
- Помню, как мой отец и дед говорили между собой: "Лидка артисткой  будэ”. Вот и сбылось их пророчество. Волею судьбы Черкесск стал мне родным домом. Уезжая, я всегда тоскую по нему и спешу обратно. Здесь я занимаюсь любимым делом, без которого не представляю себе жизни , хожу по любимой улице Первомайской, вижу много знакомых мне за эти годы лиц.  Живу на этом свете и радуюсь даже самому малому, как ребенок, всему доброму, красивому, интересному. Так что мне очень повезло в жизни...

Лариса НИКОЛАЕВА, Мадина ХАПАЕВА.
Фото авторов и из личного архива

Поделиться: