- Валерий Леонтьевич, в судебной системе региона вы человек не новый. Однако в должности председателя высшей судебной инстанции на многие, привычные, скажем так, нюансы вам пришлось взглянуть с иной точки зрения. Что было самым сложным после назначения?
- Вопрос с одной стороны простой, с другой стороны и нет. Простой в том плане, что я работаю в судебной системе более 20 лет, поэтому все наши проблемы мне хорошо известны. С другой стороны, конечно, приходилось решать много новых задач. 
Вначале я считал, что менять ничего не нужно, достаточно продолжать тот курс, который был выбран до этого. Но когда начал досконально вникать в организацию работы суда, координацию деятельности коллегий, то стал понимать, что перемены все-таки необходимы. В первую очередь стал требовать от заместителей соблюдения основного принципа, на который нас ориентирует Верховный Суд России, - единообразие судебной практики. Не мне судить, улучшилось или ухудшилось положение дел в итоге, но допускаю, что не всем нравится моя политика.  
Ранее я возглавлял судебную коллегию по гражданским делам и до сегодняшнего дня каких-либо принципиальных вопросов, требующих оперативного реагирования в данной сфере судопроизводства, я не вижу. Есть, безусловно, отдельные нюансы, но они решаются в рабочем порядке. 
Что касается уголовного судопроизводства, эта сфера для меня относительно новая, и в ходе работы я столкнулся с некоторыми проблемами. Сразу же взялся за приостановленные уголовные дела, которых было немало, и они просто валялись (можете так и написать) в сейфах судей. Через год уже не было ни одного такого дела. Процессуальные сроки никто не отменял, а прекращать дело за истечением срока давности, значит, на мой взгляд, грубо нарушать принцип неотвратимости наказания.  
- Судебная реформа, стартовавшая в начале 90-х годов, способствовала утверждению независимости судебной власти, поднятию престижа судейской профессии. Что послужило главным толчком столь масштабным преобразованиям?
- Концепция судебной реформы была принята Верховным Советом РСФСР в 1991 году. Но после развала СССР, во время становления российской государственности, главным толчком, поспособствовавшим данному процессу, я бы назвал принятие в 1993 году Конституции, где впервые получила закрепление новая концепция организации государственной власти, в основу которой положена идея разделения властей. И именно тогда была заложена роль суда как независимого и самостоятельного властного органа.
Кроме того, в стране были возрождены институт мировых судей, суд присяжных, приняты основополагающие законы о судебной системе и органах судейского сообщества, укреплен кадровый состав. Основополагающий акцент был сделан на качестве правосудия, введении принципов состязательности, гласности, обеспечения доступности правосудия, равенства всех перед законом. 
Налицо был системный подход к решению накопившихся проблем, в частности, в судах общей юрисдикции. Это и вопросы судоустройства, совершенствования производства при рассмотрении уголовных и гражданских дел, организации работы, создания достойной материально-технической базы, организационного обеспечения деятельности судов. Но основной урок реформ 90-х, как часто отмечают правоведы, это стремительный рост юридического самосознания россиян, что дало небывалый толчок развитию всей системы судебной защиты прав личности.
Немаловажно, что впоследствии начатая реформа была подкреплена принятием Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России». Руководство страны было заинтересовано в существенной модернизации судебно-правовой системы, которая требовала серьезной государственной поддержки и применения программно-целевого подхода.
Изменения коснулись не только организации и условий работы судов, но и процедур, обеспечивающих защиту прав личности и доступность правосудия. Существенно была увеличена численность судейского корпуса, административного и вспомогательного персонала, значительно повышена оплата труда судей. Немало внимания уделялось информатизации. 
- Здесь хотелось бы упомянуть и другой аспект: самостоятельность судьи предполагает и личную ответственность за принятое решение.
- Да, если, допустим, прокуратура составляет единую федеральную централизованную систему органов и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим, то мантия судьи обязывает к тому, что никто больше не будет в ответе за твои ошибки и просчеты. Судья самостоятельно принимает решение, и эффективность его работы во многом зависит от нравственного содержания, профессиональной подготовки. 
- Каждый год знаменуется изменениями в сфере судопроизводства, в системе правосудия в целом. Какие из них вы отметили бы как наиболее важные?
- Да, событий немало, и одним из важнейших я бы назвал объединение Верховного Суда России и Высшего Арбитражного суда в 2014 году. Можно назвать это одним из завершающих этапов масштабной судебной реформы в России. Главная цель объединения - формирование единообразной судебной практики толкования и применения законов, как арбитражными судами, так и судами общей юрисдикции, что означает одинаковую защиту прав граждан и юридических лиц. Другими словами, это сохранение единого правового пространства нашей страны, что в конечном итоге серьезно влияет на внутренний  инвестиционный и деловой климат.
Другое значимое нововведение - 15 сентября 2015 года вступил в силу Кодекс административного судопроизводства РФ. Необходимость установления особых процедур для рассмотрения дел, возникающих из публично-правовых отношений, как наиболее эффективного и действенного механизма защиты прав граждан и компаний в судебных спорах с органами государственной власти и местного самоуправления, назрела давно. В кодексе закреплены современные процессуальные требования, введена упрощенная процедура административного судопроизводства.  
Не могу обойти и такой вопрос, как техническая обеспеченность судов, ему уделяется немало внимания, поскольку мы не можем отставать от мировых тенденций. Новые технологии обеспечивают доступность правосудия, ускоряют и облегчают рассмотрение дел, у граждан появляется больше возможностей обратиться в суд для разрешения своих вопросов. Это видеоконференц-связь, аудиофиксация судебных процессов, использование электронного документооборота, внедряющиеся системы видеопротоколирования, трансляции судебных заседаний по радио, телевидению, в сети Интернет. 
- Если говорить о сфере уголовного судопроизводства, хотелось бы уточнить, какие виды преступлений наиболее характерны для Республики Калмыкия?
-  Как и по всей России, это преступления против собственности, в большей части кражи. Причины тому общеизвестные – отсутствие работы, неблагоприятная социальная обстановка и т.д. Иногда приходится отправлять человека в тюрьму за незначительную, казалось бы, сумму, а почему? Потому что он своровал, был судим, а потом опять принимается за старое. То есть, налицо рецидив преступлений. Многим хватает одного раза, чтобы осознать, насколько пагубен этот путь. Другие же преступают закон снова и снова. В компетенцию судов не входит профилактика преступлений, но если есть возможность не сажать человека, мы не сажаем, на это нас ориентируют и вышестоящие суды. 
- Наши граждане в большей своей части нередко уверены в том, что в судах преобладает обвинительный уклон, а количество вынесенных оправдательных приговоров минимально. Насколько это соответствует действительности?
- Судите сами, согласно статистическим данным, за последние годы у нас в республике почти двадцать процентов, то есть пятая часть обвиняемых не получила наказания вообще. Эти дела прекращаются в судах в связи с деятельным раскаянием и примирением с потерпевшими. Так что имеет ли смысл говорить об обвинительном уклоне судопроизводства? Думаю, цифры вполне приемлемые.
Кроме того, часто утверждают, что тюрьмы в стране переполнены. У нас в республике лишение свободы назначается примерно 18-20 процентам осужденных, а в целом по России за последние пять лет количество осужденных к реальному лишению свободы сократилось на 30 тысяч. По данным председателя Верховного Суда РФ Вячеслава Лебедева, с 2010 года количество лиц, содержащихся в учреждениях ФСИН, сократилось на 223 тысячи, из них отбывающих наказание в виде лишения свободы - на 195 тысяч, несовершеннолетних, отбывающих наказание в воспитательных колониях – на 4,3 тысячи, лиц, содержавшихся в следственных изоляторах, - на 22 тысячи, что позволило ликвидировать 36 колоний, 35 воспитательных колоний и 8 следственных изоляторов.
- Почему нередко немало дел остается без судебной перспективы?
- Причина тому - качество работы органов предварительного следствия и дознания. Либо в деле отсутствуют достаточные доказательства, либо нет состава преступления вообще. Дело передают в суд. Но там настолько слабая доказательная база, что мы ничего поделать не можем.
- Какие требования предъявляются сегодня к кандидату на должность судьи? С недавних пор кадровая политика такова, что будущими судьями хотят видеть – в основной своей части – работников аппарата судов, которые таким образом постепенно поднимаются по карьерной лестнице. Понятно, что они уже знают процесс, делопроизводство и остальные нюансы. Но, тем не менее, ведь немало опытных и достойных людей в других отраслях юридической профессии.
- Есть закон о статусе судей в РФ, который определяет порядок отбора кандидатов на должности судьи и назначения на эту должность. В этом законе установлены возрастные границы для кандидатов на должность судьи того или иного уровня, указан необходимый стаж работы, иные требования.  Кандидат должен сдать экзамен, по результатам которого получает оценку. Если экзамен сдан успешно, подается заявление в квалификационную коллегию судей. Коллегия дает свое заключение – рекомендовать данного кандидата на должность, либо нет.
 Что касается второй части вопроса, я согласен, что и в прокуратуре, допустим, и других юридических отраслях есть достойные кандидаты. Российским законодательством установлена конкурсная основа отбора кандидатов на должность судьи, поэтому здесь никаких ограничений нет. Подавайте документы, участвуйте в конкурсе. Да, в последние годы практика такова, что помощники судей переходят в статус судей, и в целом я ничего отрицательного в этом не вижу. Хотя одностороннего подхода здесь быть не должно, конечно. По моему мнению, работники аппарата, конечно, знают свое дело, они грамотные, подготовленные, но им зачастую не хватает чувства ответственности, решительности и независимости в отстаивании своей позиции. Поскольку в силу своих функциональных обязанностей они не принимают самостоятельных процессуальных решений, у них просто нет таких полномочий.
- Что вы можете сказать о качестве судейского корпуса республики?
- На сегодняшний день у меня как у председателя Верховного Суда больших проблем в этом отношении нет. Судебный корпус Калмыкии всегда был стабильным и профессиональным, все мы работали и работаем вместе. Конечно же, случаются недостатки в работе у судей, мы их обсуждаем, разбираем ошибки на заседаниях судебных коллегий. В итоге принимается определенное решение, вплоть до привлечения нерадивых судей к дисциплинарной ответственности. Но, к счастью, вопиющих, критичных ситуаций не возникает. 
Наш судейский состав значительно обновился в последние годы, и я рад работать с молодыми судьями, они по-хорошему амбициозны и целеустремленны. Но всегда повторял и повторяю, что без опыта старшего поколения у нас нет будущего, мы обязаны их уважать и помнить, они заложили основы сегодняшнего дня. 
- С завидной периодичностью судьям поднимают заработную плату. Считается, что чем больше судья будет зарабатывать, тем меньше у него будет коррупционных соблазнов. Так ли это на самом деле?
- Судья должен быть независим, в том числе, если хотите, финансово. Хотя, естественно, в первую очередь все определяется качествами самого человека: насколько он порядочен и верен своему служебному долгу. Но, в общем-то, могу констатировать, что наше денежное содержание в настоящее время не выше, чем у работников других правоохранительных органов. Да, в 2001 году нам резко подняли заработные платы, примерно раза в три-четыре. Но сейчас впервые назначенный судья получает столько же, сколько следователь следственного комитета. Хотя люди до сих пор уверены, что судейские зарплаты самые высокие. 
Кстати, не так давно были приняты изменения в законодательстве, и у нас поменялась система оплаты труда. Ежемесячное денежное содержание (именно так теперь называется заработная плата судей) дифференцируется в зависимости от классного чина. Чем выше чин – выше содержание, что заставляет судей «подтягиваться» в профессиональном плане.   
- Суды реально заинтересованы в открытости своей работы?
- Для каждого государственного органа главным критерием должна быть оценка общества. Мы не голословно ратуем за прозрачность работы судов: за эти годы в разы возрос уровень информатизации, а вместе с ним и технические возможности, если можно так сказать, открытости нашей деятельности. У каждого суда есть свой сайт, где публикуются все принятые судебные акты (кроме тех, публикация которых прямо запрещена законом), судебная статистика, образцы документов и вся необходимая информация. Если пользователю сайта покажется, что этой информации недостаточно, он всегда может обратиться к руководству суда, судьям, работникам аппарата через Интернет-приемную. Журналисты имеют свободный доступ на все судебные заседания, если они проходят в открытом режиме. 
Кстати, в октябре 2017 года эксперты проекта «Инфометр» завершили аудит информационной открытости официальных сайтов судов общей юрисдикции в субъектах РФ. Оценивалось соответствие содержания российскому законодательству и экспертным требованиям. Результатом мониторинга является коэффициент информационной открытости сайта, значения которого измеряются от 0% (обычно это означает, что сайт отсутствует) до 100% (полное соответствие сайта предъявляемым требованиям).
"Всероссийский рейтинг информационной открытости федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации - 2017” опубликован на сайте АИС "Инфометр”, мы участвуем в нем с 2013 года. Коэффициент информационной открытости сайта Верховного Суда Республики Калмыкия пятый год подряд составляет 100%, таким образом, он в очередной раз вошел в число лидеров (всего стопроцентную открытость продемонстрировали семь судов).
- Вопрос немного из другой плоскости: на ваш взгляд, есть ли перспективы развития прецедентного права в России? 
- Как известно, Россия входит в романо-германскую правовую семью, ее основным правовым источником является нормативный правовой акт, в первую очередь закон. В отличие от романо-германской, в государствах англосаксонской правовой семьи основным источником права является судебный прецедент (судебное решение, обязательное для всех судов равной и низшей инстанций).
В российской судебной системе используются отдельные элементы прецедентного права, в частности, есть такое понятие, как единообразие судебной практики. Так, в целях обеспечения единообразного применения законодательства Верховный Суд РФ дает нижестоящим судам разъяснения по вопросам судебной практики на основе ее изучения и обобщения. Если суды в своей деятельности применяют нормы права к конкретным делам, то Пленум ВС РФ разъясняет, как применять тот или иной закон в подобных случаях, уточняет содержание толкуемой нормы права.
Но, в целом, не думаю, что когда-либо прецедентное право получит развитие в нашей стране, против этого, кстати, высказываются и многие правоприменители, ученые-правоведы. Да и стоит ли слепо копировать чужой опыт? 
- В прошлом году судебная система республики отметила 95-летний юбилей. Какие наиболее значимые вехи в процессе становления судов республики вы бы отметили?
- После 1917 года в Калмыцкой области функции суда осуществлялись в основном ревтрибуналами. Коренным образом ситуация начала меняться после принятия Декларации прав калмыцкого трудового народа от 5 июля 1920 года, которая провозгласила образование Автономной области трудового калмыцкого народа. Уже в 1920-1921 гг. во всех восьми улусах области начали формироваться народные суды. Судом высшей инстанции являлся Совет народных судей, председателем которого стал видный государственный деятель, известный калмыцкий писатель А.Амур-Санан.
Последовавшая судебная реформа 1922 года закрепила основные принципы организации советской судебной системы: ее единство, построение с учетом государственного устройства, соответствие новому административно-территориальному делению. Это и стало решающим фактором становления органов правосудия в калмыцкой автономной области. 22 декабря 1922 года постановлением Президиума ЦИК Автономной области был образован Областной суд, а также семь народных районных судов. Именно с этой даты начинается отсчет истории современной судебной системы Калмыкии. Первым председателем Областного суда стал Улюмджи Лавгаев. 
В связи с преобразованием Калмыцкой автономной области в республику, в 1935 г. Облсуд был реорганизован в Главный суд КАССР, в 1937 г. – в Верховный Суд. В 1943 г. в связи с насильственной депортацией калмыцкого народа суды республики прекратили свое существование. Как и все остальные, работники судов были репрессированы и высланы.
С восстановлением Калмыцкой автономной области в марте 1957 г. облсуд возобновил свою деятельность, председателем суда был назначен Георгий Енковский. Несмотря на тяжелые последствия, вызванные полным прекращением деятельности судебных органов в период депортации, за довольно короткий период времени в течение 1960-70-х гг., система правосудия Калмыкии сумела не только восстановить утраченные позиции, но и подняться на качественно новый уровень.
Мы с благодарностью вспоминаем имена судебных работников Калмыкии, которые стояли у истоков правосудия республики, участвовали в его становлении, работали в трудные годы войны, в период восстановления национальной государственности калмыцкого народа. Это С-Г.Манджиев, работавший в довоенные годы заместителем председателя Верховного Суда КАССР. Всю свою сознательную жизнь посвятила органам правосудия А.Менкенова, еще в 30-е годы работавшая членом Областного суда. Э.Зундуев возглавлял Верховный Суд в годы войны. Навсегда в памяти останутся имена Е.Никитиной, П.Доргеева, Г.Очирова, А.Богдыкова, К.Базыровой, Н.Кулешовой, О.Кюнкрикова и многих других. К сожалению, невозможно назвать имена всех судей, которые с честью выполняли свой долг, посвятив свою жизнь служению правосудию.
- Суды Калмыкии и в настоящее время достойно справляются с поставленными задачами? 
- В первую очередь это обусловлено профессиональным составом судейского корпуса. За истекший период многое изменилось, но качество рассмотрения дел, открытость и гласность судебного разбирательства укрепляют веру граждан в возможности законного и справедливого разрешения дел в разумные сроки, способствуют утверждению авторитета судебной власти в республике.
95 лет – небольшой рубеж с точки зрения истории, но это время осознания себя в минувшем и определения своего места в будущем. В Манифесте Александра II при вступлении на престол в качестве одного из главных пожеланий было записано: "Правда и милость да царствуют в судах”. Россия тогда находилась накануне судебной реформы 1864 года. 
И сегодня эти слова не утратили своей актуальности и могут служить профессиональным ориентиром.
- Валерий Леонтьевич, а теперь несколько вопросов более личного характера. Что или кто повлиял на ваш профессиональный выбор?
- Я вообще-то всегда хотел быть врачом или инженером. С медициной не получилось, потому что я не очень любил химию. Зато любил возиться с техникой, ремонтировать ее, и у меня получалось. Но хотя всегда тяготел к точным наукам, после восьмого класса стал отдавать предпочтение гуманитарным предметам. Тогда учителем русского языка и литературы у нас стала Эльвира Михайловна Ищенко, замечательный педагог, которая и разбудила во мне интерес к этим дисциплинам. В 9-10 классах у меня постепенно стали формироваться мысли о выборе юридической специальности, с дальнейшей службой, естественно, в прокуратуре или милиции. Должность судьи в те годы считалась прерогативой преимущественно женщин. 
Я окончил школу с одной «четверкой», и, видимо, поэтому меня пригласили в органы КГБ и предложили поступать в Московское высшее пограничное командное училище КГБ СССР им.Моссовета, сейчас это Московский пограничный институт ФСБ РФ. Но я, к сожалению, не прошел медкомиссию: требования там предъявлялись очень строгие, примерно такие же, как к будущим летчикам.
После этого я год отработал токарем в районном объединении сельхозтехники и поступил в Казанский госуниверситет.
- Судя по тому, что по окончании университета вы получили «красный» диплом, учеба вам давалась легко? 
- Особых сложностей не помню, мне было интересно учиться. А поскольку интересно, учебный материал легко усваивался и запоминался. В университете сложился сильный профессорский состав, в частности, там преподавал доктор юридических наук, профессор Виктор Павлович Малков, автор множества научных и учебно-методических работ, в том числе монографий и учебников. Да и другие преподаватели славились как прекрасные лекторы с богатым багажом и опытом. 
Я даже входил в комитет комсомола нашего вуза, возглавлял спортивный сектор. Я всегда увлекался спортом и, кстати, одной из причин поступления именно в Казань послужило то, что там преподавал каратэ известный сэнсей, чуваш по национальности. Тогда восточные единоборства, как вы помните, были под запретом, и заниматься приходилось нелегально. Когда я поступил, он уже оканчивал вуз, и я у него тренировался. 
- Вам пригодился в жизни опыт армейской службы? Не жалеете, что пришлось на два года прервать учебу и пойти, что называется, отдавать долг Родине?
- Нет, не жалею абсолютно. Меня, действительно, призвали после первого курса, тогда ощущалась острая нехватка ребят нашего года рождения, брони не было. В 1984 году меня отправили в Оренбургскую область, я служил в войсках противовоздушной обороны. Не ошибусь, если скажу, что армия многих учит тому, что такое настоящее товарищество и взаимовыручка. Мне повезло, неуставных отношений, как их принято называть, у нас не допускалось, соблюдались определенные солдатские традиции и все. Через год службы я сам уже следил за дисциплиной. 
Тяжело ли давалась служба? Да, нет, не особенно. Тяжелыми были разве что бытовые условия, полк стоял в степи, вокруг колючая проволока. И хотя я из калмыцкой степи, но в Оренбургской области климат непривычный, резко-континентальный, зимы снежные, лето жаркое.
После армии я стал даже лучше учиться, понял, что такое жизнь (смеется). А главное, что она мне привила – чувство самодисциплины. Это мне пригодилось навсегда. Это основное качество, на мой взгляд, необходимое и для нашей работы, и для семейной жизни. Не будет самодисциплины – не будет ничего. 
 - После завершения учебы вам хотелось вернуться домой или все-таки думали работать в другом регионе?
- Нет, я очень хотел вернуться в родную республику, и мысли другой не возникало. Поскольку наш южный менталитет сильно отличается от менталитета, скажем, жителя средней полосы России. Меня сначала распределили в прокуратуру Горьковской области, потом в Казань приехал представитель прокуратуры Чечено-Ингушской АССР и предложил работу у них. А так как это один из наших соседних регионов, я сразу же согласился. Но мне повезло, впоследствии я получил открепление и был направлен в «свой» Городовиковский район. Там я проработал семь лет следователем, затем помощником прокурора района. 
В апреле 1997 года там же был назначен судьей районного суда. Тогда это был трехсоставный суд, но фактически мы работали вдвоем с председателем Анной Яковлевной Удодовой. Нагрузка была неплохой, работали напряженно, не расслаблялись, но мне нравилось, наверное, потому что все успевал.  
В январе 2001 года я был назначен судьей высшей судебной инстанции республики, затем занимал должности заместителя председателя по гражданским делам, по общим вопросам. 
- Вопрос как к судье и просто человеку: вы «за» или «против» смертной казни и почему?
- Я против смертной казни в обоих своих ипостасях и обосную свою позицию. К сожалению, в наших судах на сегодняшний день еще бывают промахи, и было бы неправильно, чтоб человека осудили, расстреляли, а, скажем, лет через пять обнаружили бы ошибку. Мотивом для отмены казней во многих странах мира как раз и является вероятность судебной ошибки ценой в жизнь невиновного человека. Поэтому абсолютно верно, что наше государство ввело мораторий на высшую меру наказания – смертную казнь. Заключенным на пожизненное лишение свободы тем не менее государство дает надежду на то, что по истечении 25 лет отбывания срока заключения они могут просить о помиловании или попасть под амнистию. Так что у них есть шанс. И вообще, мое мнение таково: не мы даем жизнь, не нам ее забирать.
- Профессия судьи считается вершиной юридической карьеры. Не значит ли это, что стремиться больше не к чему? 
- Помимо того, что ты работаешь судьей, ты остаешься обычным человеком, у которого есть семья, дети, родственники, друзья. Да, возможно, работа где-то и первична, но остальную жизнь – вне профессии – никто не отменял. Поэтому стремиться всегда есть к чему, каждый день жизнь ставит перед тобой новые задачи. Кроме того, я смотрю на своих коллег, они постоянно расширяют профессиональный кругозор, читают специальную литературу, интересуются судебной практикой. Вы и сами видите, как стремительно меняется законодательство, кроме того, полным ходом продолжается модернизация судебной системы. Информационные технологии не стоят на месте, за которыми тоже нужно успевать и быть в курсе происходящего. 
- Как любит отдыхать главный судья республики?
- Самый лучший отдых – это, пожалуй, рыбалка. Люблю посидеть с удочкой в тишине, поразмышлять о смысле жизни, правильно ли я все делаю или нет? Судейская работа – не синекура, особенно когда не получается что-то из того, что запланировал. Но если вернуться назад, я бы ничего не стал менять в своей жизни.

Наталья Араева.
Фото из архива Верховного Суда РК

Поделиться:


www.38i.ru