Отдав сердце живописи еще в раннем школьном возрасте, он посвятил ей всю свою жизнь, открывая с помощью кисти дивную красоту созданных Богом уголков природы. Многие из нас, не замечая ее в обыденной суете, вдруг восхищенно замирают перед привычным, казалось бы, пейзажем, но словно открывшимся по-новому, увиденным другими глазами - глазами художника. 

- Рукавков пишет в редкой сегодня реалистической манере и остается верным своим традициям,  эталоном художника 50-90-х годов, то есть того времени, которое его сформировало, - рассказывает член правления Ставропольского отделения Союза художников России, народный художник РФ Валерий Арзуманов. - У него хорошая школа. Пишет он постоянно, очень много и в родных местах, и за пределами края. Был участником пленэрного потока молодых художников в России, неоднократно выезжал в Тверскую область на нашу творческую базу - Академическую дачу имени Репина, находящуюся неподалёку от Вышнего Волочка. Там он написал очень интересный пейзаж «Золотой Торжок», церковно-храмовый сектор на закате, который сразу получил большую популярность и был приобретен краевым музеем. Очень много писал горы, в 80-е годы создал большую серию пейзажей Домбая, Архыза. С годами его молодой запал постепенно уступает место мудрости, работы стали более весомыми, продуманными. Он по-прежнему пишет в своей сильной реалистической манере, успешно участвует во всех выставках. В частности, показал хорошую серию пейзажей на недавней выставке в Доме художников в Ставрополе. Знаете, сейчас появилось много «фармазонов», разнообразных художников, которые сами не могут объяснить, что у них за плечами, где учились. То, что художникам тяжело, и они вынуждены самолично продавать свои картины, не их вина. Но Василий даже в этом положении все равно показывает свои настоящие, достойные произведения. Человек, преданный честному искусству… 

 Местным художникам сегодня действительно очень трудно. Что греха таить, Кавминводам, озабоченным повышением инвестиционной привлекательности и увеличением туристического потока, как-то не до них. Нет постоянно действующих галерей, где местные и приезжие знатоки изобразительного искусства могли бы познакомиться с творчеством разных мастеров кисти, приобрести понравившиеся работы, установить контакты, заказать картину. Даже маленьких выставочных залов очень мало. Этот дефицит местные художники, члены Кисловодского отделения СХР, несколько лет назад попытались восполнить своими силами, создав в парке перед Нарзанной галереей выставку собственных произведений с соответствующим названием  «Вернисаж». Но, к сожалению, площадка очень скоро утратила свое предназначение, превратившись практически в рынок доходных поделок. Так что сегодня там подлинных мастеров осталось мало, и чувствуют они себя неуютно, но их работы сразу обращают на себя внимание знатоков. 

- Среди настоящих художников, которых еще можно встретить на нашей площадке - друзья, пятигорчане Василий Рукавков и Виктор Комаров, лауреаты премии губернатора Ставропольского края, дипломанты академической передвижной выставки «Юг России», медалисты СХР. Те, кто понимает искусство, обязательно останавливаются у их картин, - рассказал нам председатель правления Кисловодского отделения СХР Владимир Сипович. – Они оба пишут с натуры, но очень разные. Виктор Федорович импрессионист, а Василий Николаевич пишет в традициях советского реализма, то, что увидел. Но - не копируя полностью, а создавая новый образ. Его работы очень умиротворенные, созерцательные, и мне особенно нравится, как удивительно тонко они передают состояние природы: например, не просто реку, а ее спокойное течение. У него даже несколько не дописано, нет излишней тщательности, реалистичности, он умеет вовремя остановиться, дать возможность домыслить, почувствовать… 

 Ближайший друг детства Рукавкова, член правления Союза художников Ставрополья Виктор Комаров с улыбкой вспоминает об участии в первых выставках, проводившихся  в рамках только что созданного творческого союза. «Мы тогда были простые, как две копейки, бесхитростные, это сразу видно по работам. Сегодняшние, конечно, уже зрелые и совсем другие. Василий – человек цельный, никогда не распыляется. К каждой своей работе подходит тщательно, много думает, много анализирует, вынашивает. И в такие дни, каким бы делом он ни занимался в определенный момент, а думает о том, как перенести задуманное на холст». 

 Первым зрителем каждой картины Василия Рукавкова, первым критиком и судьей вот  уже 48 лет является его единственная, верная и терпеливая спутница – Галина, девушка, встреченная после первого курса института, связавшая с ним свою судьбу, хранительница очага, жена и мать, подарившая двух сыновей. Каждое лето он садится за руль, и родители со старшим сыном Валерием, три пленэриста из одной творческой семьи, отправляются на автомобиле в путешествие по Северному Кавказу в поисках первозданных уголков  природы, которые затем находят свое отражение в новых произведениях.

 «У нас с мужем одна профессия, одна семья, один город. Что может быть больше этого?» - сказала нам Галина Валерьяновна Рукавкова, вместив в одну эту емкую фразу и ответ на все наши вопросы, и целую жизнь… 

Наша встреча с живописцем состоялась в его святая святых – в мастерской. Известный художник оказался человеком веселым, но - неожиданно скромным и совсем не публичным. Говорить о себе он не умеет, предпочитая природу, холст и кисть. 

- Василий Николаевич, насколько известно, увлечение живописью пришло к двум 10-летним мальчишкам, вам с другом Виктором Комаровым, еще в школе. Увлечение настолько глубокое,  что переросло в дело всей жизни. Как это произошло? 

-  Это началось в 4-м классе в Горькой Балке. Я учился средне, увлекался, как все мальчишки, автовождением, но склонность к рисованию проявилась уже тогда. У нас был очень сильный учитель рисования, который обучил нас основам изобразительного искусства. Писал, что было: природу, натюрморты, яблоки, предметы обихода. И уже тогда однозначно, бесповоротно я знал, что буду именно художником. Очень большое впечатление на нас обоих произвел фильм «Василий Суриков». И вот после школы мы решили дерзнуть и, вооружившись самодельными этюдниками, отправились поступать в  Ростовское художественное училище. Не получилось, но мы были полны сил, уверенности, и в разное время, но все же свою мечту выполнили, стали художниками…

В 19 лет я поступил на художественно-графический факультет Краснодарского государственного педагогического института. Как-то мне довелось прочитать книгу профессора Кубанского государственного университета Георгия Васильевича Беды, она меня очень сильно захватила. И вот, учась в Краснодаре, я вдруг узнал, что профессор открывает такой же факультет в Карачаевске. Я с ним познакомился, получил предложение перевестись, и отправился в новый открывшийся худграф.

- Чем запомнились годы учебы?

- Конечно, студенческая жизнь была интересной! Удалось добиться того, о чем мы мечтали в детстве. После первого курса я познакомился с Галиной. Мы тогда собирались всем курсом в ежегодную поездку из Карачаевска на выставку в Ленинград. Она попросила у меня хорошие акварельные краски «Ленинград». И я, конечно, купил, за сумасшедшие по студенческим меркам деньги – целых 5 рублей! Завязался роман. Через год в 1969-м женился, так что не за горами  золотая свадьба.

На 4 курсе наш первый учитель рисования из Горькой Балки Иван Ильич Захаров преподавал у нас в институте, мы вместе ходили на пленэр… 

Большим для меня событием стало участие на пятом курсе во Всесоюзной молодежной выставке в Москве. Я  выставлял пейзаж «Вечер у горы Шоана», и это был мой первый настоящий большой успех. К теме этой красивой горы вблизи Карачаевска я и позже возвращался неоднократно, даже после института, с другими студентами. А в годы учебы очень много там работал, бегал, писал в день по 4 этюда. Вообще был очень активным, на пленэр многие ко мне присоединялись.

В 1972 году я Карачаево-Черкесский государственный институт закончил, три месяца до армии поработал в художественной школе и отправился на службу. 

- И на целый год о живописи пришлось забыть. Наверное, это было непросто.

- Моей армейской службой, что скрывать, в основном было рисование плакатов, наглядная агитация. Но на пленэр, конечно, очень тянуло. А было нельзя: служил я в эстонских лесах, в ракетных войсках, в секретной части. Но места красивые! Однажды не удержался, душа художника все-таки победила, вышел на пленэр,  и - на следующий день досталось, конечно, по всем параметрам, очень хорошо помню…

- Какие события из вашей творческой жизни вам особенно дороги?

- Всегда главное для художника событие – это выставка. Не было ни одной в регионе, в которой бы я не участвовал. Конечно, дороги успехи. Например, в 1974 году на зональной молодежной выставке в Ростове-на-Дону большой успех имела жанровая картина «В поле», которую я написал в Доме творчества «Горячий ключ». На этом большом полотне 105 на 120 сантиметров, которое я писал с натуры, фактически получился наш семейный портрет. 

Большой радостью стало то, что мое творчество отметили в издании «Изобразительное искусство Российской Федерации. Северный Кавказ». В него вошли три работы: «Зима», «Ветреный день» и «Лагонакское нагорье».

 Очень яркий след оставила 10-дневная поездка на БАМ. Мы туда ездили студентами, по путевке ЦК ВЛКСМ с другом Валерием Арзумановым собирать материал для большой всероссийской выставки. Это был подъем душевный! Очень хотелось поехать, увидеть, стать соучастником. Впечатления, конечно, очень сильные: другой край, другое видение всего, другие отношения. Работали на ветке Тында – Чара. Жили в вагончиках со строителями, там, где в буквальном смысле заканчивались пути - за путеукладчиком. Вставали все вместе и ехали работать: они строить, мы – писать портреты, этюды. Потом эти работы представляли на выставке в Ставрополе и на республиканской выставке молодых художников РСФСР «Мы строим БАМ» в Комсомольске-на-Амуре.

 Среди моих любимых картин, которые имеют успех и на выставках, также большая серия, написанная в старейшем, организованном Репиным Доме творчества «Академическая дача» в Тверской области, мы между собой называем ее «Академичкой». Раньше мы ездили туда по направлению, потоками на 2 месяца, друг у друга учиться, повышать профессионализм. Какие там изумительные места для живописцев! Река Тверца, бесчисленные березы, вода, «репинский» мостик… Особенно красиво летом. Там пишется буквально «запоем», каждая поездка – новые впечатления, этюды, картины. 

 Необыкновенно красивой мне запомнилась Астрахань, куда мы с женой сопровождали сына, поступавшего в художественное училище. Я время не терял, много писал, и позже, во второй поездке тоже. На меня астраханский кремль произвел огромное впечатление, красивый необыкновенно! Работал с удовольствием, много бегал, настроение было хорошее, все это постарался передать в картинах. 

- Нам рассказали, как тщательно вы вынашиваете и обдумываете каждое свое произведение. Но ведь это пейзаж, и любому непосвященному кажется, что достаточно дождаться погоды, схватить краски, этюдник и – вперед. А что на самом деле? Вы создаете какой-то собственный образ? 

- Он выстраивается, если взволновал мотив. Увидел. Заболел. Начал ходить, писать, по несколько раз в день выезжать на натуру. Вот уже есть все, и мотив, и этюды, но - какая-то подсмотренная в очередной раз деталь может изменить всю картину. Так, в частности, не раз было, пока я писал пейзаж «На реке Подкумок», который вместе с картинами «Вид на гору Эльбрус» и «Осень на Академичке» вошел в книгу «Художники Ставрополья». Вообще, так не бывает, чтобы взял одну работу, начал, нарисовал и закончил. В творчестве всегда есть поиск. Сделать выбор и стать художником, как это со мной произошло давно и на всю жизнь - это одно.  Но находить в течение жизни яркие моменты, работать над каждой картиной – другое. 

- Пишете много?

- Раньше, до этого года, писал очень много. Бывает – вольешься, и пошло. Но сейчас почему-то работа идет трудно. 

- А чем вы занимаетесь, кроме живописи?

- Ничем. Мольберт и кисти - это и мое увлечение, и мой образ жизни.
 
- А бывает, что пишете не для души, а для продажи? Ведь как-то надо выживать, покупать те же краски-кисти?

- К сожалению, бывает. В кисловодском парке, где был когда-то создан вернисаж местных художников, со своими подлинными картинами сегодня нас всего пятеро, профессионалов, членов Союза художников. Мы общаемся, смотрим работы друг друга. Знатоки подходят, тоже общаются. Бывают специальные заказы. А вокруг - рынок с дешевыми постерами, принимаемыми публикой за настоящие картины. Впрочем, техника техникой, но и их даже из готовых рулонов тоже нужно уметь создавать, люди зарабатывают, как могут. Так что и нам, как это ни тяжело, но порой приходится писать не только для зрителей, но и ради заработка. Очень, кстати, трудно было перейти к этому моменту… Вот недавно завершилась выставка в Ставрополе, где я представил пять картин, написанных, как говорится, для души. А теперь пишу «салонную», на которые больше спрос. Но, конечно, все равно пишу, с сюжетом или мотивом, стараюсь довести его до такого состояния, чтобы он был понятен простому зрителю. Впрочем, тоже полезно, это же как минимум дисциплинирует. 

- Какое время года вас больше всего вдохновляет? Судя по картинам - осень. Угадала?

-  Да, но не золотая, а очень ранняя: сентябрь - октябрь, когда она тихая, немного грустная, зелень плотная и только начинает чуть-чуть желтеть… 
Ирина Стрыжкова.

Фото автора и Василия Танасьева


Поделиться:


www.38i.ru