Дагестан – самый многонациональный регион Юга России, уникальный по этническому составу и культурно-историческим традициям. В его основе – несколько десятков народов, имеющих неповторимую этнографическую стилистику, хореографию, язык, фольклор и разнообразные виды художественных ремесел. Свой взгляд на перспективы развития культуры республики журналу «Известные люди Юга» представляет министр культуры Дагестана Зарема Бутаева.

- Зарема Ажуевна, как вы полагаете, происходящие в последние годы перемены дают основание говорить о новой стратегии развития государственной политики в области культуры? 

- С уверенностью могу заявить, что для создания качественной культурной среды в Дагестане сделано немало -  и многие преобразования, инициатором которых является глава республики Рамазан Абдулатипов, уже приносят свои благие плоды. Как вы знаете, в 2014 году в Дербенте был создан Музей истории мировых культур и религий, который сразу стал одной из достопримечательностей древнего города. Это центр, живущий своей интересной и насыщенной жизнью, в его стенах уже  реализуются всероссийские и международные творческие проекты, ведутся просветительские семинары и проводятся выставки современного искусства. Там же, в  Дербенте в 2015 году за счет внебюджетных средств произведены работы по открытию Музейного комплекса «Дом Петра Первого», который теперь является одной из важных и посещаемых достопримечательностей республики.

В рамках приоритетного проекта развития Республики «Человеческий капитал» был создан Театр поэзии «От Пушкина до Гамзатова и…», который активно приобщает жителей и гостей республики к лучшим образцам национального и мирового поэтического и художественного наследия. С течением времени этот поэтический театр стал востребованной арт-площадкой - особая атмосфера камерности поэтических встреч уже завоевала аудиторию и пользуется заслуженным вниманием поклонников поэзии всех возрастов. В 2014 году после тридцатилетнего перерыва в столице Дагестана вновь открыла свои двери обновленная Летняя площадка Дагестанской государственной филармонии, где сейчас проходят масштабные концерты, международные музыкальные и даже кинофестивали. Махачкалинцы и гости столицы с удовольствием посещают такой концертный зал под открытым небом. 

По поручению Рамазана Абдулатипова в красивейшее историческое здание, расположенное в старой части Махачкалы, перенесен Дагестанский государственный объединенный исторический и архитектурный музей им. А.Тахо-Годи, ныне Национальный музей, официальное открытие которого после капитального ремонта состоялось 4 октября 2016 года. В нынешнем году открыт мемориал общей памяти и судьбы «Ахульго» в Унцукульском районе, на месте одной из главных битв Кавказской войны 1817−1864 гг.

- Насколько успешно идет процесс интеграции дагестанской культуры в российское и мировое культурное пространство?

 - Об этом можно судить по насыщенному графику выставочных проектов, фестивалей и концертов ведущих творческих коллективов республики. В 2014 году состоялись Дни Дагестана в Государственной Думе Российской Федерации, где были представлены современная живопись, декоративно-прикладное, хореографическое искусство и фольклор. В следующем 2015 году Россия масштабно отпраздновала 2000-летие города Дербента. Главные торжества прошли 19 сентября в Дербенте, в них приняли участие свыше 5 тысяч человек, в том числе гости из 40 регионов России и ряда зарубежных стран. Освещали юбилей Дербента более 550 российских и зарубежных журналистов.

В ноябре 2015 года в Государственном Кремлевском Дворце состоялся показ праздничной программы, посвященной 2000-летию основания города Дербента. В Государственном историческом музее в Москве также была представлена выставка дагестанского искусства «Дербент-2000. Дагестан, Россия», которую посетил Президент РФ Владимир Путин. А в декабре того же года состоялись Дни культуры Дагестана и Дербента в Париже, в штаб-квартире ЮНЕСКО.

Столь же успешно прошли Дни Республики Дагестан в Азербайджанской Республике. Во Дворце Гейдара Алиева в Баку была экспонирована выставка «Искусство народов Дагестана», представлена музыкально-театрализованная программа, посвященная юбилею Дербента. Также в рамках Дней состоялись выступления театральных организаций и исполнителей в Хачмазе, Белоканах и Гусары.

В феврале 2017 года состоялись Дни Республики Дагестан в Кабардино-Балкарской Республике, а в апреле Дни Республики Дагестан в Ставропольском крае, где в культурном блоке была показана музыкально-театрализованная программа «Мой Дагестан». Совсем недавно прошли Дни Ставрополья в Дагестане, когда наши соседи привезли замечательную культурную программу и познакомили с ней дагестанского ценителя. 

Наши хореографические, театральные коллективы являются постоянными участниками международных, всероссийских фестивалей и конкурсов. Только за последние годы дагестанские артисты стали победителями фестивалей во Франции, Венгрии, Македонии, Болгарии, Чехии.

 Думаю, эта работа поступательно и целенаправленно ведет к одному – культурному диалогу и развитию добрососедских отношений. 

– Что делается для развития народных художественных промыслов и ремесел - основного фактора возрождения народного творчества?

–  Этот вопрос находится в компетенции министерства по туризму и народным художественным промыслам республики. Действительно, традиционные художественные промыслы, наряду с фольклорным наследием во многом определяют национально-этническое своеобразие художественной культуры дагестанцев. Исторически Дагестан располагал самым большим на Северном Кавказе количеством кустарных производств, которые имеют многовековые традиции, самобытные технологии и эстетические каноны, и, несомненно, представляют интерес. Это керамика, резьба по дереву и камню, ковроткачество, вышивка шелком и золотом, бронзолитейное, медно-чеканное, оружейное и ювелирное дело, насечка металлом по дереву, выделка кожи и войлока и другие. Многие центры художественных ремесел дошли до наших дней. Это всемирно известный аул златокузнецов Кубачи, лакский аул гончаров Балхар, аварские селения Гоцатль (металлообработка) и Унцукуль (инкрустация дерева металлом), Табасаран (ковроткачество).

К сожалению, кризис 1990-х годов сильно отразился и на промыслах Дагестана. Были закрыты многие производства, перестали функционировать ковроткацкие фабрики в южном Дагестане, художественные комбинаты в Унцукуле, Кубачи, Гоцатле, Балхаре сократили объемы. Переход  к рыночной экономике, приватизация, отпуск цен не просто усугубили ситуацию в отрасли, но и привели к катастрофическим последствиям. Закрылись десятки предприятий, начался отток сельского населения в города республики и за ее пределы, еще больше нарушился веками выработанный традиционный уклад жизни, обесценивались нравственные и эстетические идеалы народа, деградировал вкус. Влияние масскультуры на сознание народа, переориентация его на чуждые идеалы и вкусы, стремление к быстрому обогащению, гламуру и псевдороскоши еще больше разрушали традиционные ценности. Именно тогда начала безвозвратно уходить в прошлое старая культура, а ее предметный мир – обесцениваться. Но с начала 2000-х интерес к традициям стал возрождаться. Для некоторых промыслов толчком к возрождению послужил интерес западных исследователей. Так случилось с практически утраченным искусством кайтагской вышивки, ковроделием, производством холодного оружия.

В настоящее время в Дагестане имеется более 20 предприятий, производящих изделия народных художественных промыслов, в том числе семь государственных и четыре муниципальных. Кроме того, производством изделий народных художественных промыслов занимается более 500 индивидуальных предпринимателей. Всего в этой сфере занято более 2,5 тысяч человек, проживающих, в основном, в горных и предгорных районах республики.

- Как ведется культурно-просветительская работа среди подрастающего поколения дагестанцев – с учетом особенностей специфики региона, менталитета и условий проживания? 

- Я с большим удовольствием хочу отметить, что в последние годы наметилась очень хорошая тенденция - благодаря реализации ряда масштабных проектов. Среди них -  бесплатный абонемент «Культура – детям Дагестана», «Творческий десант», «Мастера сцены – жителям Дагестана», общеобразовательная программа «Уроки в музее». В частности, «Культура – детям Дагестана» - уникальный для республики, стратегически важный просветительский проект, открывающий доступ к лучшим образцам профессионального творчества – театрального, исполнительского и художественного - детям из самых отдаленных уголков Дагестана. За три с половиной года в нём приняли участие свыше 20 тысяч школьников. По другому проекту «Мастера сцены – жителям Дагестана» театрально-зрелищные организации выезжают с гастролями, демонстрируя местным жителям свои лучшие спектакли и концертные программы.

- Что предпринимается для развития культурной инфраструктуры в сельской местности?

- В Дагестане, который является южным форпостом России, по инициативе главы республики на смену опустевших, малопривлекательных культурно-досуговых учреждений в селах пришли Центры традиционной культуры народов России. Конечная цель – сделать их центрами роста культуры территорий, сохранения и развития её потенциала. В настоящее время в республике создано чуть более 300 центров во всех 52 муниципальных образованиях. Подготовлена и издана книга-альбом «Центры традиционной культуры народов России» и карта центров, рассказывающая об их многожанровой деятельности, культурных традициях и народных ремеслах дагестанцев. Это настоящий путеводитель по традиционному искусству Дагестана. Кроме того, на карте представлена иллюстрированная информация о национальных костюмах, традиционных музыкальных инструментах, народных художественных промыслах и ремеслах каждого муниципального образования. Благодаря подобной информации можно получить полное представление о том, каким народным искусством славится тот или иной район. Карта, несомненно, будет интересна и полезна не только специалистам в области культуры, фольклора, но и школьникам, студентам и гостям республики.

- А что представляют сегодня эти центры, какие цели достигнуты с их появлением?

- Помимо того, что у сельского жителя появилась свое «арт-фолк-пространство», в этих учреждениях воссоздаются интерьеры кунацких, которые в горских домах были парадными комнатами для гостей, убранными коврами, старинным оружием, посудой. Сегодня это своеобразные этномузеи, где проводятся экскурсии для всех желающих, где рассказывают о традициях данной местности, угощают национальными блюдами. Отрадно отметить, что во многих центрах уже заработали мастерские-лаборатории, которые занимаются возрождением художественных ремесел. В них реконструируются старинные обряды, проводится аналитическая и научно-методическая работа по фиксации объектов нематериального культурного наследия. На сегодняшний день во Всероссийский реестр уже включены четыре дагестанских объекта: «Игби» в Цунтинском районе, «Поливного канала» в Гумбетовском районе, «Новруз» в Дербентском районе, «Первой борозды» в селах Дагестана.

Большое внимание в деятельности центров уделяется сохранению декоративно-прикладного искусства и возрождению исконных промыслов. К примеру, в Центре традиционной культуры «Кайтаги», благодаря грантовой поддержке возродили уникальное женское ремесло – традиционную кайтагскую вышивку - и тайнам этого рукоделия обучают всех желающих. В этом году Дагестан вошел в число регионов, которым определены средства на модернизацию 11 сельских культурно-досуговых учреждений. И это только часть той масштабной работы, которая проводится в сфере культурного строительства в республике с конца 2013 года.

Сегодня центры - это та область, где в условиях автономного развития, возможно сохранение и развитие не только единого культурного пространства отдельной народности, но и углубление творческих связей, сотрудничества между регионами. В них представлены экспозиции этнокультурного наследия: предметы быта и старинная домашняя утварь, национальные костюмы, музыкальные инструменты. Создаются мастерские по народным промыслам: тастароплетению, ковроткачеству, резьбе по дереву, изготовлению музыкальных инструментов в селах Бабаюрт, Нижнее Казанище, Вачи, Унцукуль, Маджалис, Уркарах и др. Центры традиционной культуры народов России сел Сергокалинского, Левашинского, Хунзахского районов и некоторых других создали кунацкие, где посетителей знакомят с этнокультурой народов Дагестана, готовят национальные блюда.  

Работники Центра Цунтинского района восстановили старинный женский дидойский костюм и уникальные головные уборы. При центре вновь начал функционировать фольклорный ансамбль «Цези», в репертуаре которого самобытные дидойские танцы и песни на местном диалекте. В Центре Новолакского района создан фольклорный ансамбль «Дараччи»; в селе Маджалис открыта и действует студия народно-прикладного творчества «Кайтагская вышивка», где возрождаются традиции древнего женского рукоделия.

При поддержке центров проводятся праздник поливного канала в Гумбетовском, зимний обрядовый праздник «Урхобай» в Чародинском, обряд жатвы в Левашинском, выход невесты к роднику в Хунзахском; праздники встречи весны «Новруз», «Эбелцан», «Яран-Сувар» в Табасаранском, Дербентском, Хивском, «Интнил хьхьу» в Кулинском, Лакском, Новолакском, «Масленица» в Кизлярском и Тарумовском районах, первой борозды в разных районах Дагестана. 

- Материально-техническая база центров, естественно, устаревает. Делается ли что-то для оснащения их всем необходимым?

- Ещё в 2014 году главой Дагестана был выделен грант по 1,5 млн. рублей пятнадцати лучшим центрам традиционной культуры народов России на развитие материально-технической базы. Также при поддержке Министерства культуры РФ проводятся капитальные ремонты учреждений культуры, ведется работа по приобретению инвентаря, звуко- и светотехнического оборудования, автотранспорта и др.
  
 По информации из районов многие центры существенно улучшили свое состояние: приобрели музыкальные инструменты (пандуры, агач-кумузы, аккордеоны, баяны, бубны и др.), звукоусилительную аппаратуру (микрофоны, колонки и др.). Многие центры приобрели швейные машинки или ткацкие станки, сшили национальные костюмы для своих творческих коллективов.  

- В Дагестане, где многие традиции прививаются с детства, издревле было развито семейное художественное творчество канатоходцев, ашугов или златокузнецов. Сегодня необходимо поддерживать и развивать эти виды народного искусства. Начинать надо с юного поколения?

- Могу сказать, что в центрах традиционной культуры народов России проводятся художественно-творческие проекты для детей и с участием детей. Среди них «Золотые звездочки Кавказа», «Маленькие горцы», «Мир начинается с детства», «Энемжая», «Серпантин дружбы», «Дети гор», «Золотые ручки», «Мы за мир на планете» и др. Центры сегодня - один из способов сохранения и развития народного искусства и культурных традиций. В них создаются новые фольклорные коллективы, которые порой являются единственной средой бытования народных исполнительских искусств, сохранения национальных инструментов и костюмов. В республике действуют около 100 фольклорных ансамблей, народных вокальных групп, сводных фольклорных коллективов. 

Во всех центрах традиционной культуры народов России имеются талантливые исполнители народных и современных национальных песен. Во многих функционируют вокально-инструментальные ансамбли. Повсеместно открываются студии-кружки по обучению игре на сазе, пандуре, чунгуре, зурне, агач-кумузе и других музыкальных инструментах. Подобные студии уже есть в центрах Магарамкентского, Ботлихского, Левашинского, Сулейман-Стальского, Дахадаевского, Кайтагского, Сергокалинского и некоторых других районов. Созданы ансамбли пандуристов и зурначей в центрах традиционной культуры народов России Левашинского и Дахадаевского районов.

Одной из задач центров является сохранение и развитие традиций семейного художественного творчества. К примеру, Республиканский фестиваль «Семья Дагестана» ежегодно проходит в Сергокалинском районе при поддержке администрации муниципального района и собирает семейные ансамбли из всех уголков республики. Они представляют любительское семейное творчество во всем жанровом многообразии: фольклор, инструментальное исполнение, народный и эстрадный вокал, хореографическое искусство. В рамках республиканского фестиваля также при поддержке глав муниципальных районов в центрах Ахтынского, Бабаюртовского и Чародинского районов проходят зональные фестивали семейных творческих коллективов. Традиционными стали республиканские праздники канатоходцев, народных костюмов, фольклорных традиций, национальных и исполнительских искусств: «Пагьламан» и «Наследие» в Кулинском районе, фестивали «Поэзия народного костюма», «Голос гор», «Играй, гармонь!» в Левашинском районе, праздник «Шори Ники» в Дербенте, фестиваль зурначей в Дахадаевском районе, праздники «Казачье подворье» и «Русь народная» в Кизлярском районе, «Севиндж» и «Золотая осень» в Дербентском районе, фестиваль «Слава казачья» в Кизляре, фестиваль «Аварское Койсу – река дружбы» в Шамильском районе, республиканские проекты «Новруз» и «Масленица». 

Мне хочется отметить, что в рамках этой работы уделяется внимание и развитию детского художественного творчества, патриотическому воспитанию. Хороший опыт накоплен во многих районах и городах, где совместно с образовательными учреждениями проводятся смотры-конкурсы военно-патриотической песни, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и локальных военных конфликтов, молодежные конкурсы, праздники, фестивали и тематические вечера.

– Насколько остро стоит проблема обеспечения кадрами учреждений культуры, повышения престижа профессий?

– Главным, конечно, остается вопрос стимулирования творческого труда, повышения заработной платы и в целом содействия росту престижности профессий в сфере культуры. Наряду с этим министерство остро заинтересовано в повышении квалификации работников. В связи с этим предстоит осуществить ряд мер по поддержке театров и концертных организаций, которые нуждаются не только в обновлении технического оснащения, улучшении материальной базы, но особенно в кадровом пополнении. Главным условием решения проблемы является создание социальных условий для привлечения и закрепления специалистов – в первую очередь наличие ведомственного жилья, служебных квартир, а также общежития для учащихся. Наличие жилого фонда позволит применить практику приглашения необходимых специалистов и закрепить выпускников творческих вузов.

- Сегодня важно использовать новые возможности для коммуникативных связей в продвижении культурных месседжей – социальные сети наряду с телевидением овладели существенной частью аудитории, информационные потоки идут мимо печатной журналистики и с каждым днем захватывают все больший и больший сегмент внимания современного человека.  Как обстоит дело с налаживанием коммуникаций в этой сфере? 

 - Сегодня у нас происходит множество позитивных изменений, реализуется большое количество созидательных инициатив и очень важно рассказывать о них как можно большему числу людей, грамотно и всесторонне освещать позитивные изменения культурной жизнь Дагестана. Мы стараемся идти в ногу со временем, придавая значение всем инструментам медийного воздействия. Рассказ о деятельности учреждений культуры, всех происходящих событиях производится в режиме реального времени в Инстаграмме, Фейсбуке, Твиттере, благодаря этому процесс воздействия на целевую аудиторию значительно упрощается, и мы налаживаем прямой контакт со своими зрителями, читателями и поклонниками дагестанского искусства.

Недавно мы подписали соглашение о сотрудничестве министерства культуры с республиканскими коммерческими каналами. В рамках договора сторонами было решено проводить совместную работу по подготовке передач, посвященных вопросам развития культуры, фольклора, традиций и обычаев народов Дагестана. Для этого мы стараемся привлечь людей различного возраста, интересов, сфер деятельности, культурных предпочтений к событиям, происходящим в культурно-информационном пространстве республики 

  – На ваш взгляд, каким сегодня должно быть основное содержание государственной культурной политики?

– В первую очередь это духовное совершенствование человека и общества, где на новом этапе инновационного развития человек остается хранителем и продолжателем историко-культурных традиций, но вместе с тем осознает себя гражданином единой многонациональной страны, понимающим и принимающим общность смыслов и ценностей нашей российской цивилизации.

Мы стараемся сделать максимум возможного для выполнения государственной задачи обеспечения в сфере культуры качественно нового уровня развития и влияния в обществе. Вложение в культуру означает инвестирование в «человеческий капитал», который был и остается главной основой государства, условием успешного будущего страны.


Беседовала Сабира Исрапилова
Фото пресс-службы министерства культуры РД

Поделиться:


www.38i.ru